Р.: Вы ведь изучали идущих людей на моментальных фотоснимках… И что же вы заметили?
Г.: Они никогда не выглядят идущими. Обычно кажется, что они неподвижно стоят, опершись на одну ногу, или подпрыгивают.
Р.: Совершенно точно! Если взять, к примеру, моего «Св. Иоанна», изображенного стоящим на земле обеими ногами… Сфотографированная модель приобрела бы странноватый облик человека, внезапно пораженного параличом. И это подтверждает то, что я только что говорил вам по поводу движения в искусстве. В самом деле, если на фотография люди кажутся внезапно застывшими в воздухе, даже если они запечатлены во время движения, это из-за того, что все части их тела отображаются в одну и ту же двадцатую или даже сороковую долю секунды, и свойственное искусству поступательное развертывание жеста отсутствует.
Г.: Пусть так. Однако, оказываясь в истолковании движения антиподом фотографии – этого безупречного механического свидетельства, - искусство явно искажает правду.
Р.: Нет, это художник правдив, а фотография лжива, ибо в действительности время не останавливается, и, если художнику удается вызвать впечатление такого жеста, который развертывается в последовательности моментов, его произведение, конечно же, намного менее условно, нежели научный образ, где время вдруг прерывается…
Было это, кажется, в 1910-х годах. (цит. – Вирильо, Машина зрения, 2004)
Интересно: мы сейчас несколько в большей степени окружены фотографией, чем сто лет назад. Есть ощущение, что люди, заснятые в движении, на фото стоят или подпрыгивают?