Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Девичий рассказ

Все эти девочки из сказок, заблудившиеся в лесу, съеденные волками, похищенные ведьмами. Что такого было у них дома (у них в голове?), что они искали в темноте спасения?
- Зачем ты пришла ко мне, милое дитя? - спрашивает ведьма, торопливо пряча за спину обглоданное ребрышко.
- Чтобы ты помогла мне примириться с собой? - вопросом на вопрос отвечает дитя.
Ведьма кивает, растапливает печь. Девочка не очень и против.

https://re-nen.livejournal.com/336346.html

Книга называется "Рукописный девичий рассказ". 2002 года. Там составитель (С. Борисов) решил это дело изучать. Наотыскивал девичьих этих самых рассказов и дневников и сделал сборник.
Читал я, конечно, с содроганием. Но - надо себя заставлять.
Что там - понятно. Выдуманные истории, письменный девичий фольклор. Истории про любовь, счастливую и несчастную.
Это понятно. А что непонятно?
Из сопроводительных текстов можно понять, что это дело началось в 1950-е годы. До того не было, не было в 30-е, 40-е. И в 20-е не было. Проводит аналогию - всякие альбомы, в которые дамам писали стихи в XIX в. Это аналогия, но легко видеть - совсем не то же самое. То есть в XIX в. такого не было. Так считает составитель, который пытался съесть собаку на этой теме и найти исторические корни. Он искал, но не нашел - судя по рассказам, интервью и прочему, до 50-х девочки так не делали. Потом девочки стали это делать.
Массово. Это делали очень многие. Стали авторами фольклора, писали в тетрадки, передавали подругам, иногда это дело широко ходило в классе - конечно, только среди девочек.
Закончилось это, как я понимаю, с приходом массового интернета.
Но, вроде бы, не бесследно. Я совсем плохой знаток сети, и понятия не имею, какие есть такого рода профильные ресурсы и что делается в каких-нибудь сообществах соцсетей. Но я видел фанфики - там много больше половины женских и очень многие - в точности "тот самый вкус". Ну и среди женской фантастики, всех этих любовных романов, весьма много очень похожего - пишут, конечно, уже не девочки, не школьницы, постарше и весьма, но с тем же пылом, умением и целями.
Вот. Интересны цели.
Есть тем самым вид литературы, созданной потому что надо. Потому что такая литература нужна (девочкам, а может, и кому постарше). Причем до середины ХХ века ее не было. То есть работали какие-то способы удовлетворять ту потребность иначе? Там есть длинный хвост рассуждений, почему это именно письменная традиция, а не исключительно бесследно-устная, и что даже следов такого рода хоть устной, хоть письменной литературы до середины ХХ не было.

(c) zh3l

Значит, то ли не было надо... Что очень интересно. То ли удовлетворялось какими-то социальными механизмами, которых потом не стало или они стали недостаточны.
И этот девичий рассказ прожил полвека и исчез... Тоже интересно. Если я прав и ему наследуют фанфики и любовный роман, эта вот многообъемная женская литература, - а ее объъем в самом деле гигантский, желающие могут заглянуть в онлайн-библиотеки и приужахнуться - то...

Что? Опять гипотезы. Стало меньше надо и школьницы больше не пишут? Или - напротив? Школьницы попросту читают в сети (и покупают книги), которые теперь вполне коммерчески создаются и продаются - для удовлетворения этого спроса. При социализме писали сами себе, а теперь именно эту дырку интереса заткнул любовный роман и многие близкие жанры, я упомянул фанфики (не все, конечно - всего лишь львиная доля), но есть наверное и еще близкие жанры.
Тогда потребность вовсе не исчезла, а напротив, мы видим картину развития. Сначала ничего не было, девицы обходились, например. сплетнями и хватало.
А потом стало надо сильнее, и создали этот рукописный девичий рассказ. А потом стало возможно - раз есть спрос - писать потоком книги, иметь на онлайн-ресурсах кучу этой самодельной литературы, и тем самым спрос закрыт.

Вроде бы логично, история открывшейся потребности и постепенного ее исполнения, которому сначала мешали идеологические рамки СССР (отчего это сразу не стало коммерческим), а потом приобрело нормальные формы - раз такое востребовано, есть профи, которые это поставляют в достат.кол.
Чудесно. У меня тогда только вопрос - а что это такое?

Я почитал эти вот девичья рассказы. Вроде бы это потребность в романтике. И как бы ощупывание того, как "правильно" должны развиваться романтичные отношения. Там два типа - "кончается хорошо" и "кончается плохо". Понятное дело, свадьба и долгая счастливая жизнь или все умерли или по крайней мере кто надо умер. Там трафареты, конечно. но почему это востребовано вот настолько сильно, что довольно массово девочки стали это писать? Им нужно было читать эти "прописи чувств". Как оно в идеале. Как в идеале выглядит несчастье, страдание, любовь, страсть, отношения и это вот всё.

Боги, держите меня, составитель Борисов даже типологию сюжетов сделал. Типология девичьих грез, самими грезонимфами и исполненная...
"Линия Ва - временное прекращение зарождающихся любовных отношений - реализуется в следующих трех вариантах..."
"Варианту Ва1 - прекращению отношений вследствие козней... соответствует модель Са1 - восстановление единства любящих в результате преодоления..."
"Варианту Ва2 - прекращение отношений по инициативе девушки вследствие возникших сомнений... - соответствует модель Са2 - воссоединение вследствие усилий юноши..."
"варианту Ва3 -прекращению... по инициативе юноши после интимной близости... соответствует модель Са3 - юноша возвращается к оставленной ранее девушке..."
"Линия Bb - прекращение отношений вследствие смерти одного из.. - предполагает два варианта воссоединения: Сb1 - сохранение верности погибшему..., и Сb2 - ответное самоубийство..."
Это из трехчастной схемы архетипа девичьего любовного рассказа. Чтение таких рукописных рассказов сопровождается сладкими слезами. Собственно, иногда их читают прямо из желания поплакать.

Если это верно - насчет отработки и усвоения архетипов отношений - то остается вопрос: а прежде-то что? Не было у девочек потребности такого рода?
Может, и не было. Эмансипация. Индивидуализация судеб. Кого выбирать - решают теперь девочки, прежде - родственники и т.п. И вот, поскольку впервые появляется у них эта огромная задача - самостоятельно выбирать спутника жизни, определять, что есть "настоящая любовь", а что подделка. Они начинают этому учиться - собирая трафареты, соглашаясь с ними, споря, отрицая. А прежде... Видимо, песни. Думаю, песни.

Но согласитесь, одно дело - народные песни в сопровождении сплетен с отработанными "нравоучениями" - и другое дело - собственноручно написанный и сочиненный рассказ. Это ж какая индивидуализация прошла...

Как занятно. Народный жанр "низкой литературы", очень недавно появившийся в связи с ростом индивидуализации. Причем это именно "полезный" жанр, это не только развлечение, это удовлетворение потребности. Интересно осознать, "что на самом деле надо". Это ведь "литература о ценностях", самодельная и востребованная. Литература, дающая картину мира и прочие разные такие слова. И это, оказывается, не "философия", а вот это вот - что сами когда-то писали и на уроках, тихарясь, передавали друг другу напочитать, а теперь, если верно понимаю, - тоннами лежит на книжных прилавках и раскупается.

Более того. Это как увидеть архетип - после этого начинаешь видеть смысл в прежнем хаосе. Теперь легче увидеть прежде непонятное в совсем неграфоманских работах. Многие тексты, написанные авторами-женщинами (разумеется, не все) - очень профессиональными, совершенно вне оскорбительного эпитета "девачковое", умелыми и зрелыми авторами - вдруг открываются в самой сердцевине. Это очень просто, так что даже немного неудобно об этом говорить. Дело в том, что профессиональные умения и "зрелость" - это в плане выражения. В этом девочковом рассказе встречается "он смотрел на нее восхищенными чертами лица", "в эту ночь было много сказано очень важных длинных слов". Вот эти бесподобные неуклюжести - ну конечно, исчезают у профессионала, профи пишет так, что не стыдно читать. У профи сделан сюжет, хорошо прописанные образы, характеры и вообще всё хорошо. Но это же средства. Зачем сюжет, зачем вменяемые характеры и правильно спланированные речевые характеристики героев? Это ж всё ради того, чтобы сказать нечто. И то, что хочет сказать автор - иногда очень похоже на те попытки, что предпринимают девочки в своих рукописных рассказах. "А если так сложится? Что делать? Как правильно?". Тревожная сердцевина очень многих профессиональных, блестящих, мастерски сделанных историй становится более понятной. Ведь всё, в некотором смысле, просто. Смысл этот некоторый найти не просто, а так-то - ...

Это интересно мне еще потому, что это - женская культура. Она вообще не рассчитана на потребление мужчинами, её даже ругать нет смысла - просто не для тебя. Тот самый случай, когда не надо прятать и скрывать - всё лежит на прилавке, несокрытое, но это не для тебя, ты сам это не сможешь читать, а кому-то нужно как вода и воздух. Странно смотреть, когда в современной культуре, которая уже до дна вывернулась, пытаясь стать то ли гендерно-нейтральной, то ли неопределенной, то ли "свободной для выбора", вдруг - очень простое и ясное течение: женская культура, в частности - литература.
(В скобках можно заметить, что этого очень много, очень, этого в разы больше, чем чего-то еще).

И тогда цепляется следующий вопрос. А для мальчиков что? Такого вот рода - какая там потребность? Чем удовлетворяется? Что может об этом сказать самостоятельная мужская культура?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 164 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →