Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

* * *


Один критянин изобрел ложный детектор лжи.
https://users.livejournal.com/-moss/1504808.html


Цифровизация это технология экономии, а не роста.
https://tari-bird.livejournal.com/1184003.html


Придумал новое слово: эвтелепатия. Гугль не знает. Предлагаемое значение: способность видеть хороший смысл в словах собеседника (если он там есть; способность видеть хороший смысл там, где его нет, эвтелепатией не считается).
https://slobin.livejournal.com/611158.html


Сразу отбросим аспирантов – они не являются частью оксфордского микрокосмоса. Жизнь аспиранта в Оксфорде мало отличается от жизни его собратьев по всему миру и состоит из одиночества, мастурбации и сизифова труда по болезненно узкой теме, плоды которого пять лет спустя прочитают по диагонали полтора преподавателя. Подавляющее большинство оксфордских аспирантов – иностранцы, загнанные в резервации и плотно сидящие на антидепрессантах. В столовых они сбиваются в унылые, плохо одетые стайки и трапезничают отдельно. Студент, желающий после окончания бакалавриата продолжать учиться, воспринимается как фрик. Казалось бы, почему, ведь именно аспиранты, а не студенты являются авангардом научного сообщества? Да потому, что при всех бесспорных научных заслугах подлинная миссия оксфордского образования – не академическая, а культурно-политическая и воспитывает не ученых, а кадры. Дипломатов, светских львов, банкиров, юристов, высшие армейские чины. Оксфорд – в первую очередь инкубатор по воспроизведению английской элиты, окончательно заточенный в XIX веке под бесперебойное обеспечение Британской империи управленцами и претерпевший с викторианских времен скорее косметические изменения.
...по сути, традиция сохраняется: вся система обучения и времяпрепровождения до сих пор целиком подстроена под дворянство, составляющее на сегодняшний день около 50 % учащихся. Это выпускники элитных частных школ типа Итона и Вестминстера, которых по Англии – от силы 10 % всех учебных заведений. Сто лет назад, пока Англия не лишилась имперско-аристократической гегемонии, эти школы поставляли 100 % оксфордских студентов. Но империя все равно наносит ответный удар. Навязанные извне 50 % – все эти «талантливые черные математики из неблагополучных семей» – равноправно крутятся в инкубаторе три года, напоследок гордо фотографируются с дипломом и счастливыми родителями, после чего возвращаются в ту же среду, из которой вышли три года ранее. Они пополняют ряды учителей, мелких госслужащих, офисных работников. Переезжают обратно к родителям в валлийское село с невыговариваемым названием. Остаются на аспирантуру. А их недавние соседи по общежитию и друзья по фейсбуку уходят в дальнее плавание по коридорам власти. Больше они никогда не пересекутся.
Но это потом. А при ежегодном наборе студентов действуют квоты, формально примиряющие прогрессивную общественность с существованием элитарного инкубатора. На каждый курс должно быть принято как минимум столько-то иностранцев. Выпускников государственных школ. Северян. И так далее.
https://www.gq.ru/entertainment/seks-trava-i-klassovaya-nenavist-v-oksforde


Я действительно к старшей школе пришёл к чувству, что бессмысленно думать, что мир существует. Правда, вопроса о собственном существовании я не ставил. То есть мне не было интересно, существую я или нет. Думаю, если бы кто и подсказал мне этот вопрос, я бы от него отмахнулся. Что и логично: если понятие существования вообще бессмысленно, то и этот частный вопрос тоже нелеп. На самом деле я помню, что мне примерно в то самое время - в ранней юности - пришла в голову такая фигура: мои руки и ноги - это не я; мой мозг - это не я; что же такое тогда я? Мне эта фигура показалась занятной, но абсолютно неинтересной.
Чуть позже мне пришло в голову, что *не* нелепый вопрос - это как разные части потока связаны между собой, потому что в их связанности есть почти механическая закономерность. Об этом я скажу чуть позже, соберусь сначала с мыслями чуть-чуть. Это, впрочем, не была новая мысль, это было и в исходной мысли и только вышло на поверхность уже после школы. cmt96
https://ivanov-petrov.livejournal.com/915685.html?thread=142486245#t142486245


Смысл есть только в вашей внутренней истории. Как вы реагируете на встречающийся вам и окружающий вас хаос, как вы действуете в нём. Есть ли какой-то рост в этих ваших реакциях и проакциях. Сохраняете ли вы чувство юмора, бодрость и доброжелательность. Принимаете ли вы даруемое вам вдохновение и во что вы его обращаете. Вот эта сфера и является средоточием истинных чудес.
https://yuritikhonravov.livejournal.com/346573.html


В центре этого изображения телескопа Spitzer можно увидеть целую россыпь розовых и красноватых пятнышек, проглядывающих из-за густых облаков космической пыли. Это ни что иное как новорожденные светила. По оценкам ученых, их возраст не превышает 100 тыс. лет.

Новорожденные звезды образуют характерный узор, напоминающий что-то среднее между спицами колеса и снежинкой. Неудивительно, что астрономы дали этому региону неофициальное прозвище Скопление Снежинки.
Наблюдаемый нами узор «снежинки» является «детской» конфигурацией, оставшейся со времен рождения светил внутри туманности. По мнению астрономов, она просуществует недолго. Со временем естественное движение звезд нарушит сложившийся порядок и космическая «снежинка» исчезнет.
https://kiri2ll.livejournal.com/1381397.html


Тут вот все чаще говорят, что учить надо не «знанию», а «пониманию». Это, однако, все равно, что «научить быть умным», что невозможно. Ну, и если знание без понимания еще имеет какой-то смысл (хотя бы просто «интересно»), то «понимание без знания» – это вот именно то, что составляет основную причину большинства практикуемых ныне глупостей. Мысль о том, что в условиях доступности всяких википедий «знать» надо не меньше, а больше (чтобы среди множества сведений отличать достоверные) публике как-то совершенно не близка.
https://salery.livejournal.com/177412.html


Постоянную Хаббла подсчитали при помощи гравитационных волн. Результат оказался далек от прежних значений. Вероятно, причина подобного странного расхождения — темная материя
Гравитационно-волновая обсерватория LIGO измерила скорость расширения Вселенной новым способом, по гравитационно-волновым следам от слияния нейтронных звезд. Результат не совпал ни с одним из полученных ранее — он почти одинаково далек и от данных наблюдений за реликтовым излучением с помощью космической обсерватории «Планк», и от данных, полученных благодаря наблюдениям за сверхновыми и переменными звездами.
...чтобы точно понимать космологическую картину ее эволюции, важно измерить скорость этого расширения, ведь, например, именно от нее зависит оценка возраста Вселенной.
Эту скорость характеризует, кроме прочего, постоянная Хаббла. Вопреки названию, это вовсе не постоянная, она может меняться во времени, однако в каждый момент времени ее значение должно быть одинаково. На практике же значение постоянной Хаббла при разных методах измерения получается разным, чего не должно быть.
...Сравнив расстояние до NGC 4993 по гравитационно-волновому событию и по данным наблюдений в видимом диапазоне, астрономы вычислили значение постоянной Хаббла — 70,3 км/с на мегапарсек. Однако, поскольку этот метод применяется в первый раз и пока далек от совершенства, разброс значений получился большим — от 65,3 до 75,6 км/с на мегапарсек. Тем не менее результат весьма показателен: он примерно одинаково далек и от измерения по сверхновым и цефеидам, и от измерения по реликтовому излучению.
Если расхождение всех трех основных методов определения постоянной Хаббла подтвердится и в дальнейших работах, наиболее вероятной причиной странностей с измерением конкретной скорости расширения Вселенной станет «новая физика» — какие-то пока неизвестные физические закономерности. Вероятнее всего, речь пойдет о том, что со временем изменяется количество так называемой темной материи.
https://nauka.tass.ru/nauka/6815513
...каждый мегапарсек (3,26 миллиона световых лет) пространства растягивается на 67,4 километра каждую секунду...
https://kaktus-okamenel.livejournal.com/1386312.html


Когда у меня было свободное время, я шел на сканирующий электронный микроскоп и смотрел феодарий, собранных в глубоководных планктонных пробах. Радиоляриями занимается уйма народа, а феодариями – почти никто. Внешне они похожи, но скелет радиолярии создан для вечности, а у феодарии, как снежинки, оседают на дно морское и растворяются без следа. Вечность притягивает больше – хотя бы потому, что за нее хорошо платят (программы по глубоководному бурению, определения возраста морских осадков, климатические изменения в прошлом и т.д.). Но чем больше народа, тем больше интриг – в этом я смог убедиться, пообщавшись со специалистами по радиоляриям. Phaeodaeria – обочина протистологии, здесь нет шума и возни. Неслучайно последние 30 лет их активно изучают японцы. У нас в стране ими занималась Виталия Решетняк: защитила кандидатскую диссертацию, написала монографию и вскоре решила переключиться на более престижных акантарий, у которых скелет состоит из сернокислого стронция (а это тоже хорошая тема – накопление изотопов стронция). И попала в гущу интриг, из которых она «выпала», будучи уволенной, не защитив написанную докторскую диссертацию. Мало того, что уволили – все ее коллекции феодарий бесследно исчезли, и теперь в ЗИНе не осталось совершенно ничего из триумфального феодарно-радиолярного прошлого. Остались статьи и книги. И сами феодарии все также парят в пучине океана. Феодарии не сулят грантов, но гарантируют эстетический покой, притягивая своей космической красотой.

https://olnud.livejournal.com/368450.html


В рассуждениях о свободе очень многие любят подчёркивать, что свобода бывает разная – одна получше, другая похуже. От той, что похуже, стоит даже отказаться, чтобы она не мешала той, что получше.
Для Максима Исповедника, к примеру, плохой была свобода выбора. У настоящего праведника – говорил он – выбора нет, он всегда знает волю Божью и свободно стремится исполнять только её.
Ему даже в голову не приходила идея, что в отдельно взятый момент воле Божьей может соответствовать больше чем один поступок, и выбирать всё равно придётся.
Другие говорили, что есть «свобода от» – отсутствие ограничений – и «свобода для» – возможность самому ставить себе цель и идти к ней. Между тем если у тебя нет возможности самому ставить себе цели – это весьма серьёзное ограничение. С другой стороны, и возможность такая недорого стоит, если тебе слишком многое запрещают.
Третьи напоминали, что помимо «положительной» свободы – возможности делать всё, что захочешь – есть ещё и «отрицательная», то есть возможность не делать то, чего не хочешь. Современность кажется им временем, когда ограничения сняты, и можно совершать почти любые грехи, но вот возможности не совершать грехов почти не осталось.
На самом деле у любой эпохи есть свой набор желательных (и запретных) действий и целей, и тому, чьи личные предпочтения с этим набором не совпадают, всегда кажется, что ему навязывают аморальность и грех.
Но мне представляется, что у свободы воли в самом деле есть одна... назовём это надстройкой, и без неё эта свобода остаётся урезанной. И касается она именно выбора.
Выбор – как правильно заметил ещё тот самый Максим Исповедник – возникает только тогда, когда перед тобой два равно привлекательных варианта. Иначе ничего выбирать не приходится: предоставленный самому себе, ты неминуемо направишься туда, куда тебя тянет сильнее всего. Но вот если тебя одинаково влечёт в две стороны сразу, и добиться обеих целей не получится...
Вот тогда в дело и вступает высшая способность воли – способность не делать то, чего хочешь.
...Поэтому я и люблю напоминать, что отказ – неотъемлемая часть выбора, и то, от чего человек отказывается, говорит о нём куда больше, чем то, к чему он стремится.
https://anairos.livejournal.com/124989.html


В семи километрах к югу от Палермо стоит собор Монреале, где мозаика покрывает стены сплошным ковром
Дни творения.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою."


"И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."

https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/446899.html


Пение китов


Pulsar sounds


На две трети крылья состоят из гормонов, на треть из чего-то ещё, не берусь сказать, из чего именно. И крылья - не совсем крылья. Конструктивно они скорее напоминают параплан. Такой постоянно раскрытый парашют в который куда задувает, туда он и летит. Фактически, это не я лечу, это меня летят. Когда за спиной парашют, ты не можешь двигаться самостоятельно хоть сколько-нибудь долго. В лучшем случае подруливаешь. Влюблённость несёт в одну сторону, обида в другую, вот движешься в потоке общей движухи и тебе хорошо, а вот тебя предали и ты камнем летишь вниз. Ночью пьёшь на карнизе вино, в голове роятся стихи, восходящий поток уносит к звёздам и думаешь: я лечу. Может быть на какую-то долю, да, но в целом, не ты летишь, летят тебя. На 70% - гормоны, на 29% - внешние силы. Что тут конкретно от тебя, как от личности, понимаешь только тогда, когда крыльев больше нет. Когда из всего богатства жизни остаётся одна сотая, причём, ты ещё не умеешь эту сотую видеть и пользоваться.
Я думаю, крылья сорвало затем, чтобы я научился пользоваться ногами. Ноги - прекрасный инструмент. Куда тебе надо, туда ты и двигаешься. Ветер не приподнимает, но и с ног не собьёт. С перемещением на ногах многое становится сложнее, дольше, зато каждый шаг - мой и только мой.
...Удивительное дело, но даже эмоции не приходят откуда-то извне. Как только я осознал своё новое положение, то обнаружил что к любой эмоции можно дойти ногами. И к радости, и к воодушевлению, и к счастью. Карта, правда, не прилагается. Надо исходить местность ногами, понять что и где находится. Старая карта ветров уже бесполезна.
https://mozgosteb.livejournal.com/108930.html


Ещё одной важной особенностью того времени было полное отсутствие простой и независимой от внешних сил дальней связи между людьми. В СССР и в России до середины 90-х годов невозможно было быстро связаться с человеком даже из другого города. Обсудить свои представления о мире люди могли только с ближайшими людьми, с такими же, как они. Поэтому часто невольно возникало впечатление, что все вокруг думают так же, как и ты сам. Кстати, очень часто сейчас можно услышать или прочесть, как немолодые люди очень удивляются тому, сколько сейчас появилось просто непонятных людей, с чудовищными точками зрения, которые и говорят по-разному, и не понимают ничего, и тем более ни с чем не соглашаются. Но ведь такие несогласные и непонятные люди были всегда и их бывало довольно много. Просто мы с ними не сталкивались, мы их не слышали, и они нас не слышали. Не было способа для связи. А сейчас как будто какой-то туман сошел, и мы видим абсолютно все. Как туман уходит из деревни, появляются дома, а раньше ты все время жил и видел только собственный дом, родных, близких и думал, что больше никого не существует. Еще был репродуктор, который какие-то странные вещи вещал. И ты мог как-то к этому относиться: соглашаться или нет.
...Как говорит мой друг и одногодок, который занимается военной историей: «Вообще-то победа СССР в Великой Отечественной войне — это чудо. Мы не должны были победить. Но потом мы победили и стали другими». Когда мы с ним об этом поговорили, я пошел к историкам «Мемориала» и стал узнавать, чем отличались довоенные репрессии властей, например, 1937 года и послевоенные, когда в лагеря шли фронтовики. Оказывается, эти репрессии сильно отличались между собой. Если до войны репрессии носили характер социальной инженерии, то есть уничтожались целые группы, целые слои людей для того, чтобы создать другое общество и другого человека, то после войны так задача не ставилась (хотя, конечно, об этом все время говорилось из всех репродукторов. У властей была задача оставить то, что есть, выйти из этого голода и разрухи, но ничего нового не строить. И в лагерях люди вели себя по-другому. Фронтовики смотрели на охранников и на власти, что называется, «прищурясь». У них в глазах было написано: «Чем ты меня можешь испугать? Чем ты мне можешь погрозить, мне, фронтовику? Смертью?». Поэтому в послевоенные годы в лагерях в конце 40-х — начале 50-х годов пошли большие восстания, и люди почувствовали, что они могут, а их охранники почувствовали, что может наступить случай, когда охрана лагерей уже не удержит заключенных, и восставшие в лагерях пойдут в Россию. Но начальники дико боялись Сталина, потому что Сталин до этих зеков бы не дотянулся, а до охранников бы точно дотянулся. Поэтому, после того, как Сталин умер, в течение буквально двух недель весь ГУЛаг был преобразован. Люди были уже к этому готовы.
https://realnoevremya.ru/articles/161795-leonid-bleher-o-raspade-sssr?fbclid



Сразу после своего формирования Красная планета обладала полноценной гидросферой. На ее поверхности имелись постоянные водоемы, текли реки и шли дожди. Но за последующие миллиарды лет климат Марса существенно изменился и планета превратилась в привычную нам пустыню.

Исследователи опубликовали карту, демонстрирующую распределение водяного льда на Марсе. Она составлена по данным миссий MRO и Mars Odyssey. Цвета соответствуют глубине залегания: оттенки синего участкам с наименьшей глубиной, красного — с наибольшей глубиной, черный — участкам, покрытым толстым слоем мелкой пыли, где космическим аппаратам не удалось найти следов подповерхностного льда.
https://kiri2ll.livejournal.com/1380866.html


Замечал, что вещи, которые в советском быту 70-х - 80-х считались "красивыми", частенько несли, как мне потом открылось, явные черты арт-нуво. "Красивая ваза" оказывалась подражанием Рене Лалику, например. Ну и "красивыми домами" в Ленинграде обычно вовсе не Росси называли, а всё ту же эпоху.
Вертинский кстати вспоминал, что после его советских концертов каких-то 1940-х - 50-х годов люди подходили, благодарили за необычное.
Это я не к тому, что мол "Россия которую мы потеряли", итп. Просто кажется, когда арт-нуво срезали, люди всё ещё хотели чем-то заполнить больное место. sachse
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227340.html?thread=142622348#t142622348


- Итак, в московском университете в 90-х годах восемнадцатого столетия преподавал немецкий профессор, преподавал он, скажем так, филологию - был доктором философии и словесных наук, читал курс античных древностей на латыни, рассказывал москвитянам о Горации и Цицероне, о римской истории и произведениях литературы. Смешной этот немец любил московский университет и новое своё отечество, нутром своим немецким был он последователем новой критической философии Канта, учил самопроизвольно русский язык и мечтал обратиться к студентам по-русски, то есть лекции читать по-русски, ну а пока, в соответствии с предметом, читал по-латыни, а звали его Мёльман. Иоганн, конечно, тут уж без выбора.
И вот, читаючи себе несколько лет эту самую римскую историю и античную словесность, почтенный профессор поехал как-то с визитом к московскому митрополиту Платону. Ну, крупный церковный деятель, просвещение народное, туда-сюда. Немец ведь по природе честен, он и поехал. И с тем Платоном разговаривал, и ему, тому Платону, рассказал, что религия, по его, мёльманову убеждению, должна находиться в пределах разума, что веровать надо не чувством каким подколодным, не сверх возможного, а строго по научному и рациональному познанию, которое ученые мужи себе понимают. Такой, значит, должна быть вера христианская, ляпнул Мёльман. Митрополит Платон кротко его увещевал, что чушь он городит, что вера основана на Слове Божием и Предании Св. отцов, а не на разуме немецком. Мёльман спорил и отстаивал свои немецкие взгляды, Бог ему судья. Ну и уехал домой с визита. Причем с точки зрения самого профессора всё было прекрасно и совершенно нормально - он приехал к церковному местному иерарху, поговорил с ним на латыни, они обменялись мнениями по вопросам философии и религии, не согласились, что естественно даже, ну и чудесно.
А митрополит Платон нашел несколько случаев рассказать разным людям, что немец-то студентов российских учит не по христианскому обычаю и опасен этот его взгляд, вере противоречащий, вот беда-то какая. Тут же куратор Московского университета Херасков созвал коллегию старших профессоров и вызвали туда Мёльмана - чтобы внушить ему и вообще дело рассудить. Немец на коллегию явился и стал спорить, немецкая душа. Он утверждал, что все его высказывания в самом деле имели место и он искренне так думает (вот ведь бред, да?). Ему Херасков добром говорил, чтобы он в лекциях своих до нравов и религии не касался. А Мёльман - что, читаючи античную риторику и историю, не может он не касаться предметов нравственности и веры и долгом своим почитает взгляды свои на этот предмет донести до слушателей.
Херасков со профессорами тут же и приняли единственно верное решение - уволили профессора за развратные мысли из университета с тем, чтобы он в 24 часа покинул университетское здание - он там ведь жил, другого-то места у него не было. Мёльман совершенно ошалел...
Он уехал в Питер, а оттуда прискакал уж курьер - что взять его под арест и в Петербург препроводить на предмет выяснения всего дела о смущении нравственности российских студентов. А он и сам в Петербург явился, и его взяли в оборот да и в тюрьму. Вещички конфисковали при таком деле, да что там у него - одни увязки книг, и ничего больше не выслужил. Дело пошло по инстанциям, в Тайную канцелярию - а кому ещё такие дела ведать надлежит? Обвинение-то получается серьёзное. Посидел профессор в тюрьме, врут, что пытали его там, а если и не пытали - то пугали. Однако как бы там ни было, а тронулся профессор умом в заключении. Слаб стал и безнадёжен. В конце концов дело дошло до Екатерины и верховная власть приняла гуманное и справедливое решение - профессора освободить, дело прекратить и выслать немца нафиг за границы государства российского, чтоб больше он тут не отсвечивал, раз такой идиот.
И двинули ополоумевшего профессора, прямо из тюрьмы, слабого, как котёнок, на запад, в никуда - и в окрестностях Кёнигсберга он в той дороге скончался от слабости. Умер Мёльман.
Каменные пальцы государства даже и милостью своей в слизь растирают пришедшихся под них живых людей.
- А вот тут ремейк той истории. Но все уже гуманней, конечно. «Дома новы,...»
https://www.currenttime.tv/a/30328880.html
https://ivanov-petrov.livejournal.com/1758681.html?thread=142623961#t142623961


Почитывая каменты про М/Ж и прочую там феминизацию мира, и вот чего кажется: сдвиг идёт не по линии пола, а по линии возраста.
Поясню: общество столетней давности было обществом где средний возраст около 20 лет, соответственно и все перегибы - это и юношеский максимализм приведший ко всевозможным измам прошлого века, и чёткое половое деление с соответствующими ролевыми играми и масками, теперь же по развитым странам средний возраст и медиана около 40 - мужички закруглели, порастеряли прыть, женщины активничают, вместо мордобоя смесь компромиса и интриг, опять таки компромат не работает, разоблачение поллитркорректности - это ж клеймление "лицемерие мира взрослых" и т.д. brother2
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227686.html?thread=142589926#t142589926


В той части академии, которую я наблюдаю (т.е. нейронаука, транскриптомика, машинное обучение), твиттер стал в последние годы прямо очень популярен. Почти у всех завлабов есть твитер, люди твитят свои статьи, ретвитят понравившиеся, обсуждают что-то. Появился даже термин tweeprint (твипринт?): это когда вешаешь препринт на архив или биорхив и постишь тред штук на десять сцепленных твитов, в которых кратко пересказывается суть статьи. Формат прямо-таки максимально неудобный для развернутых высказываний, но как-то парадоксально набрал популярность. В основном люди, кроме науки, ничего и не постят (вроде бы у некоторых бывает два отдельных аккаунта: академический и частный).
https://kobak.livejournal.com/112158.html


Самое удивительное в историях континентальных масштабов то, что они часто остаются незамеченными. Для современников они были обыденностью, для ближних потомков - единственной вероятной реальностью, оттого о них не говорили, а дальние потомки, соответственно, не слышали :)
(я как раз давеча одну такую у себя разбирал, но это совсем другая тема)
Итак, греки и буддизм:
это легко гуглится или читается в изложении "для чайников" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC .
Если совсем кратко и просто:
- одним из осколков империи Александра Македонского оказалось т н Греко-Бактрия, эллинистическое государство в Центральной Азии. Оно само однажды откололось от селевкидской Сирии и прожило примерно век
- население страны было типичным для эллинистического государства: местные в селе и как часть горожан (легкая пехота в армии), преимущественно эллинские города (тяжелая пехота), определенная доля иранцев, попавших туда еще при мидянах и затем персах (конница)
- Просвещенные правители живо интересовались прибывавшими буддистскими проповедниками, царь Деметрий сам принимает буддизм
- После короткого периода расцвета буддизма в Индии наступила эпоха браминской реакции. Буддисты уничтожались (цари новой династии Шунга, свергнувшие буддистов-Маурьев, давали по 100 монет за отрезанную голову буддистского монаха) и разбегались кто куда. Зная о том, что за Гиндукушем живут буддисты, они ломанулись туда
- Царь Деметрий объявил себя мстителем за гонимых буддистов а также за династию Маурья (Маурья были потомками Чандрагупты - того самого Сандрокотта, что воевал с Александром , затем с Селевком но потом заключил с ним выгодный для обоих союз: Деметрий объявил себя правопреемником Селевков на этой территории и формально шел защитить своих уже давно погибших союзников ). Греческий царь перевалил Гиндукуш, сокрушил Шунга и расширил Греко-Бактрию на северный Индостан. Оттуда по всему миру пошли проповедники-буддисты, белокожие, светло- и рыжеволосые: такими их поныне иногда можно встретить на китайских миниатюрах.
Эти проповедники доходили не только до Ланки или Китая но даже и до своей прародины-Эллады, так что влияние Востока на греческую философскую мысль - их работа.
- Интересно, что Бактрия вскоре погибла под ударами кушан, но ни население ни вера никуда не делись: кушанское царство тоже стало буддистским и эллины там чувтсвовали себя не так уж плохо, хоть и потеряли лидерство. А индийская часть еще долго жила как Индо-Греческое царство: последние их города были взяты индо-скифами уже в нашу эру
Переосмысление буддизма греками:
- антропоморфизм образа Будды - работа греков. До них Будда изображался символически, например как пустой трон , древо просветления, колесо дхармы и тд. (Будда вообще просил учеников не изображать его после смерти, оттого в догреческом буддизме Будды нет даже в сценах где изображения учеников присутствуют). Греки стали изображать его человеком, да не простым а похожим на них самих (ранние изображения явно похожи на самого царя Деметрия, а еще на типичные изображения Аполлона). Некоторые черты дожили в образе Будды до наших дней: это длинная одежда, нетипичная для Востока но повторяющая тогу, мелкокурчавые волосы, которых не могло быть у индийского принца, тонкий прямой нос, опора на одну ногу и слегка развернутый корпус (контрапост) и тд.
- некоторые божества пантеона: например защитник Будды Ваджрапани (он же Щюкогонсин) на первых своих изображениях - мускулистый бородатый человек. практический обнаженный, в небрежно накинутой шкуре льва и огромной дубиной в руке ... в общем, это - Геракл.
- многие философские концепции вошли в буддизм и прижились в Махаяне. Интересно что именно они и вытекающие из них как правило и отвергаются в Хинаяне, которая осталась "более чистой", менее подверженной эллинскому влиянию. (классический пример: Хинаяна "ведет к нирване" своего адепта, а Махаяна ставит целью "благо всех существ" - т е греки все равно поставили восточное учение на привычные им рельсы "философии для жизни на этой земле". А еще в Махаяне Будда - вневременная метафизическая реальность тогда как в Хинаяне - лишь человек достигший просветления. Оттого для хинаянистов абсурдна мысль Махаяны о том что Сутры даровал Будда после ухода из этого мира. просто посредством квазиконтакта с последователями - мол , те размышлениями прикасались к божественной мудрости. В общем, идея философии как религии и некоего Абсолюта, типично западная)
- ну и из религиозной политики: греки - всегда и во всем греки.
На всебуддистском соборе, созванном кушанскими царями с целью объединения Махаяны и Хинаяны греки-махаянисты имели решающее слово и могли бы вобрать в себя все течения буддизма ... но они устроили там свару, ровно такую же какие мы потом две тысячи лет будем наблюдать в христианстве, особенно в Византии. То есть начали выяснять кто лучше постиг заведомо непостижимое, таскать друг друга за бороды и пугать окружающих. После грандиозного скандала диалог махаяны и хинаяны стал надолго невозможен, а потом просто потерял смысл. Так раскол и остался.
UPD.: ivanov_petrov, умоляю вас простить меня за очередной (уже, наверное, четвертый) апдейт сообщения но - как же я мог забыть: Бодидхарма!
Основатель дзен-буддизма описывается китайцами как большеглазый бородатый варвар, иногда и рыжий.
Ладно, большеглазым бородатым может быть и индус, а бороду на востоке иногда красят: но Бодидхарма пришел к познанию дзена, девять лет сидя в пещере и глядя на стену, противоположную от входа.
Неужели совсем ничего не напоминает???

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2179308.html?thread=142593260#t142593260


Сидорову приснился Будда. Он сидел под деревом боддхи и смотрел вдаль
- У меня есть теоретический вопрос, - объявил Сидоров - Почему принципы устройства мироздания так сложны для нашего понимания?
- Просто люди пытаются разгадать загадку, которой нет, - улыбнулся Будда
- Что ты имеешь в виду?
- У мироздания нет принципов
- Как это? - удивился Сидоров
- Вот так. Возможно абсолютно всё
https://alex-new-york.livejournal.com/35692.html https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227934.html?thread=142607838#t142607838


Я о тех случаях, когда "случайное совпадение" слишком невероятно. Да, такие совпадения обязательно должны быть, т.к. вероятность их не нулевая, но когда они повторяются неоднократно, человек начинает что-то подозревать. Вот пример смыслового совпадения, произошедшего лет пятнадцать назад:
В летний полдень случился сильнейший ливень, и когда я выглянул в окно офиса, то увидел, что по тротуарам текут красные реки. Впоследствии выяснилось, что на соседней стройке как раз привезли керамзит и он весь всплыл и "утек". Зрелище было потрясающим. Вечером , когда я вернулся домой, жена мне рассказала, что утром ей очень захотелось купить икону Спиридона Тримифунтского, которую она видела до этого в одной церковной лавке. Она чудом успела вернуться с ней домой перед самым ливнем.
Я был не очень доволен, т.к. не считал себя очень уж верующим христианином, да и икон набралось в квартире порядочно. Тем не менее, я решил прочесть житие Спиридона, и тут меня ждал удар под дых. Там описывалась история, как святой наказал жадного купца, не дававшего в долг зерно голодным – разразилась страшная буря, зерно из его амбаров потекло реками по улицам и бедные радостно собирали его руками. Мне живо представились реки, которые я видел несколько часов назад. Этот случай весьма серьезно повлиял на мое мировоззрение, хоть и не сделал меня по-настоящему верующим.
Полагаю, что таких "совпадений" каждый может привести сколько угодно. Юнга очень интересовал этот совершенно неоспоримый феномен. wampus_999
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227934.html?thread=142610398#t142610398


Внутри города найдены кое-какие остатки римского оружия – посеребряный нащечник, козырек шлема, позолоченная деталь ножен и части лорики сегментаты. Вероятно, эти находки связаны с неудачным первым штурмом Гамлы и принадлежали погибшему римскому офицеру. Среди других находок оружия – несколько чешуек, остатки пилума, умбон, и стандартные мелочи типа подвесок и блях.
https://strator.livejournal.com/112437.html


Поскольку основная проблема в том, что мы живём в падшем мире, то выход из неё такой - нужно стремиться оказаться в мире непадшем.
И вижу два принципиально разных пути к этому.
Первый. Назову его чёрный путь. Изменить самого себя так, чтобы оказаться в состоянии в этом непадшем мире жить - и воззвать к Богу, чтобы он в этот непадший мир тебя поместил.
Второй. Назову его белый путь. Менять мир вокруг себя, улучшать его, делать так, чтобы он становился падшим всё в меньшей степени, так, чтобы когда-нибудь он падшим быть перестал. Я полагаю, что и тут в самом конце пути не обойтись без Бога - но возможно будет довольно только, чтобы Он благословил тот мир, который получился у людей.
https://boldogg.livejournal.com/338483.html


"Фраваране" означает "Я исповедую, я провозглашаю себя". Этот текст написан где-то при первых учениках Заратуштры, молва приписывает его Майдьоиманхе, первому зороастрийскому богослову. Этот текст играет ту же роль, что Credo у христиан и Шахада у мусульман. Произнеся вот это в присутствии зороастрийского священника (или, если уж никак священника не найти, в присутствии нескольких мирян, сопровождаемых собакой, священным животным) вы технически становитесь зороастрийцем.
***
Я отвергаю дэвов.
Я провозглашаю себя поклоняющимся Мазде, учеником Заратуштры, врагом дэвов.
Я преподаю заветы Ахуры.
Я славлю Бессмертные Святые Силы и взываю к ним.
Я провозглашаю, что всё благо принадлежит Ахура Мазде - благому, милостивому, правдивому, обладающему сиянием власти, благодатному, ему же принадлежит всё наилучшее.
Ему принадлежит Корова.
Ему принадлежит Правда.
Ему принадлежит свет и лучезарное счастье.
Призываю Благое Здравомыслие - да станет оно моим. ...
https://myrngwaur.livejournal.com/843234.html
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →