Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Современная мифология

Некоторые фигуры понятны, о них говорилось: зомби, вампиры - недаром столь популярны. Там сравнительно прозрачное наполнение: зомби - потому что окружающие в современном мире воспринимаются примерно так, тупые конкуренты, в любой момент готовые сожрать, но разума лишенные. Это экономическое окружение персонажа. Вампиры - это властная элита. Говоря упрощенно, современный человек полагает, что окружен зомби, и хотел бы стать вампиром. Он, впрочем, может это и не полагать - но с охотой читает и смотрит то, где главгерой какой-то вот такой. Это понятное общество для современного человека.

Это не всё, конечно, там копать и копать. Это общество из вампиров и зомби - английского производства, то есть очень ложится на сегодняшние моды реальности.

Вопросы остаются про популярные темы фанфиков. Самые ходовые - Наруто и Поттериана. Покольку этого дела многие сотни, трудно понять, что же заставляет именно эти вещи стать сюжетообразующими, что привлекает людей именно к этим вот - среди прочего разнообразия.

Ответа не знаю, но рассуждения у меня примерно так движутся. Посмотрев на наличные фанфики, вроде бы понял - дело не в герое. То есть нет смысла вцепляться в фигуру Поттера или Наруто в поисках сверхстимула, который к нему влечет. Там немного другое.

В обоих случаях одна картина. Закрытый, замкнутый мир волшебников со сверхспособностями, скрытый от остального мира, в котором обитают простецы, не знающие тайного искусства. В счет идут только настоящие люди - то есть эти вот со сверхспособностями, прочий мир для них - сцена. Простецы в действиях историй почти не появляются, все действие между разными персонажами закрытых сообществ. Обе истории - про хитросплетения отношений и интриг в замкнутом мире избранных.

Приглядевшись немного: это сословное общество, точка наблюдения читателя помещается в верхнем слое, и он следит за перипетиями отношений среди немногих кланов этого высшего сословия. Тем самым условием существования этого мира является граница разделения сословий - то, что называется статусом секретности или там поддержанием скрытых деревень. Миры Наруто и Поттера рассыпались бы, если б там не было этой границы, не слишком часто упоминаемой, но сюжетообразующей. Итак, - тайное общество, высшая страта в сословном обществе, и сложные интриги в этом выделенном кругу. Очень английский сюжет. Понятное дело, тайные общества возникают в самых разных культурах, но только в английской так настоятельно и необходимо, чтобы культурное производство происходило в закрытом клубе. Немцы в этом случае организуют какой-нибудь там открытый университет или там общество содействия успехам наук, русские при удаче создают артель (я не буду называть - что при неудаче). В общем, это очень характерная культурная метка.

Даже неожиданно. Эти вроде как космополитические элементы складывающейся новой мифологии довольно легко диагностируются на принадлежность к определенной культуре. Странно. Я бы ожидал, что там будут хотя бы следы немецкой культуры - ну, Фауст тоже относится к мифологии нового времени. Дон Жуан, Летучий Голландец... Но как-то они несколько запропали, а в ходу вот эта вот вырабатывающаяся мифология секулярного и просвещенного общества.

Кстати, стало понятнее про два ходовых сюжетных элемента, на которых устроены жанры современной литературы. Атомная война в постапокалиптике - это сюжетное средство выключить экономику. Война не меняет правовое и политическое устройство и не меняет культуру с наукой, это избирательный сюжетный ход для выключения экономики. Почему именно экономики - это ясно. Именно экономика мешает авторам создавать нетривиальные сюжеты. Современный мир, согласно общему пониманию, устойчив именно благодаря экономической составляющей, и пока техника с экономикой прогрессируют - ничего не изменится, личности некуда податься и все её изменения ничтожны. Именно экономика гарантирует устройство мира, в котором личность и ее действия ничего не значат. Поэтому автору надо сюжетное средство, чтобы выключить экономику, и тогда у него задвигается герой. Это либо атомная война, либо машина времени, когда действие переносится в доэкономический мир. Другой сюжетный элемент - попаданчество. То же самое: герой из нашего времени попадает в прошлое и начинает неистовое саморазвитие, тренируется с ужасающими загрузками, нагибает окружающих, поскольку всех умнее и трудолюбивей. Понятно, что "всех умнее" герой был и в своем времени, но вот отчего он всё время ленился, и только в магическом средневековье начинает безумные тренировки. Потому что мир неэкономический и его личные усилия будут вознаграждены. Тем самым жанр попаданчества с его популярностью сообщает, что в настоящем нашем мире - как все знают и все уверены - личные усилия вознаграждены не будут, никогда и с гарантией, социальные лифты непригодны к использованию - либо сломано, либо насрано.

То есть авторы проговариваются о главной беде времени: сферы экономики, политики и культуры сейчас в таком взаитмоотношении, что человеку в их этой констелляции жить нельзя. Чтобы выдуманный герой мог действовать, надо что-то изменить. Изменяют экономику, потому что она самая молодая - еще помнят, что общество "без экономики" было поживее. Следующая мысль (что надо изменить соотношение, к современной экономике должна полагаться иное политическое устройство и иная культура, и они должны быть не так соединены и должны перераспределить между собой социальные институты) - не пришла еще.

Самые популярные жанры рассказывают разное сюжетодвижение, которое создается убиранием экономики из современного мира. Сразу после этого оказывается возможно "играть". Тут не мешает ни жестокость, ни бескультурье - при желании автор насадит добро, обучит грамоте и вообще это не препятствие для мысли современного автора. Он только не может придумать, что делать в современном мире с экономикой, всё прочее его устраивает.

Это интересно, потому что в нашем мире старая государственно-правововая сторона (очень старая, римская) и старая культурная, а самая молодая и пока малоосвоенная - именно экономическая. То есть в общих чертах в старое по типу обществу ворвалась новизна, экономика - она пока корчится и не может приладиться из-за массы ограничений, которые на нее налагают старые элементы, из которых общество выросло. И у живущих в обществе людей есть уверенность, что то, что в обществе их не устраивает, привнесено экономикой, с ней не поспоришь, пока она действует - будет тоскливая реальность. И только избавившись от неё, можно главгеройствовать и имеет смысл не лениться. И вот для избавления с первого же хода от надоедливой экономики используется война либо временной прыжок (ну или в фантастический мир) - в жанрах постапокалипсиса и попаданчества. По сути это моделирование возможности появления у личности мотивированности для социального действия.

В массовой литературе современная мифология проявляется очень отчетливо, хотя иногда в виде теневых образов - когда надо обращать внимание на то, что массовая литература отрицает и уничтожает. И, конечно, это влияет на будущее - показывает, куда направлены желания масс. Не то чтобы уж прямо совсем будущее определяет - кроме желаний, есть много чего еще. Народ, ведь он ленив отчасти, не повезут - так сам не побежит. Но всё же желания масс оказывают значительное воздействие. Надо же, какое оно экономикоцентричное и английское, это народное мечтание.

Есть и непонятные вещи. Помню, когда читал Ведьмака Сапковского, было очевидно: это история Польши, рассказ о чувствах национальной интеллигенции при контактах с окружающими народами. Эта история Польши, данная как история отношений с соседями, через отношение интеллигенции, очень настойчиво прописана в серии романов. Но, поглядывая в отзывы о многопопулярном Ведьмаке, я такого не видел - что-то всё другое говорят. Это странно, потому что про "национальную интеллигенцию" в России сейчас много вспоминают, и национальные чувства изживают бурно, а этой так подчеркнутой в популярной книге линии почему-то не видят. Ну, или я не заметил. Странно, потому что есть целые серии книг, написанных не столько талантом, сколько национальным чувством - попаданцы помогают Сталину, препятствуют перестройке, оттесняют Горбачева и спасают СССР в сотнях и тысячах книг. Это пишется совершенно не так, как в Ведьмаке - и можно спросить - отчего шаблоны национального мышления вот тут в тысячах вариантов одни, а в Ведьмаке - совсем другие. И отследить различия.
Tags: culture2, myth2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 297 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Финансы, Экономика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Что-то многовато получилось сущностей без необходимости.
Кстати, был бы реальный бестселлер и блокбастер, если бы вместо "Союза спасения"
сняли "Спасение Союза"..
А не всю эту печальную вторично-пятеричную бондарчучину с "Вторжением"

Sergey Suhov

1 year ago

jalynski

1 year ago

Жернова прогресса мололи быстро - кто проскочил, тот уцелел. Да не успели прочухаться, как под ногами уже хлюпает ведьмин студень постмодерна. Бренное тело не спасти - пусть будет зомби: кушает, сношается, гадит в лифте. А в духе воспарим в Валинор. Или в Хельхейм - уж кого куда душенька затянет.
Народ рвет на родину. Соединить светлый дух, стремящийся в Валинор, и бренное тело, гадящее в подъезде, практически нечем.
А будущее это Путешествие в антураже зомби-апокалипсиса. Все сходится. Фоллаут в сердце.
Прочел: Пришествие...

ivanov_petrov

1 year ago

Рискну предположить, что вы не читали эссе Константина Крылова "Волшебство и политика". Написано двадцать лет назад, задолго до пика попаданчества и постапокалипсиса, на основе классического фэнтези. Но уже там Крылов, на мой взгляд, очень убедительно показывает, почему именно экономика оказывается главной помехой героизму, почему иначе получиться просто не может, и как соотносятся между собой экономика и магия.

Если совсем коротко, то экономика -- она прежде всего про разделение труда, про отчуждение человека от его труда, про массовость и коллективность. В результате и получается общество, в котором от отдельно взятого человека не зависит ничего. Всё, что он получает в результате своих действий -- плод действий каких-то других людей и, что ещё хуже, безликих обстоятельств. Даже успех политика, артиста или военачальника мало связан с их "личной силой".

Фэнтези, в противовес этому обществу, есть мир, в котором всё решает личное превосходство. Оно -- самая большая ценность этого мира, единственная цель, к которой все стремятся. Оно даёт власть над судьбой, людьми и природными стихиями. Магия (или иная форма сверхъестественного могущества) -- предельное воплощение этого превосходства. Сила и власть, ставшие тождественными до неразличимости.

Тут важно помнить, что, хотя сила в фэнтези чаще всего называется магией, у неё нет ничего общего с тем, что называется этим словом в реальном мире -- ну, кроме внешней формы иногда. Фэнтезийные маги тоже творят обряды и читают заклинания. Но суть совершенно иная.
любопытно: стремление к власти - эдакое желание волшебства? ну, быть волшебником?

anairos

1 year ago

balio

1 year ago

vadperez

1 year ago

balio

1 year ago

vadperez

1 year ago

balio

1 year ago

vadperez

1 year ago

balio

1 year ago

vadperez

1 year ago

chaource

1 year ago

anairos

1 year ago

smertnyy

1 year ago

sv_vida_nueva

1 year ago

Несколько смущает уверенная однозначность интерпретаций. Всё же и вампиры, и зомби, и любые другие персонажи могут много чего символизировать

swamp_lynx

January 23 2020, 14:09:03 UTC 1 year ago Edited:  January 23 2020, 14:10:47 UTC

Мы же про массовое восприятие. Даже в первой серии "Гравити Фолз" такая же интерпритация (про зомби и вампиров). Каждый ребёнок знает, не говоря уж про молодую девушку (все ведь здесь читали "Сумерки").

alex_new_york

1 year ago

sulfid

1 year ago

alex_new_york

1 year ago

Olla Voityllo

1 year ago

alex_new_york

1 year ago

lipkalapka

9 months ago

alex_new_york

9 months ago

lipkalapka

4 months ago

lipkalapka

4 months ago

swamp_lynx

January 23 2020, 14:00:22 UTC 1 year ago Edited:  January 23 2020, 14:03:44 UTC

Я не знаком с российской попаданческой литературой, но насколько понимаю, там геополитика должна играть большую роль. Сбросим мировых вампиров в канаву истории и перестанем быть зомби (или орками).



да, там сплошь умственные игры с Америкой и страх перед человеческой массой из Китая
Ну, популярность разных франшиз у авторов фанфиков надо нормировать на популярность этих франшиз в мире. Поттериана дошла практически до каждого, так что и фанфиков неизбежно будет много. А там уж - что автору захотелось сказать. Роулинг написала про закрытый маленький мир, и фикрайтеры тоже пишут про него. Я читала много фанфиков по Поттериане, и они просто удивляют своей однообразностью: Хогвартс, Хогвартс, снова Хогвартс... А куда деваться, весь тамошний мир - это Хогвартс с пристройками.

А вот автор "библии" любимых пони (My Little Pony: Friendship is Magic) - американка, у неё и мир большой. Ну и авторам фанфиков там раздолье - разные страны, разные расы и никакого деления на жыдомасонов и простецов.

Но вот экономики, что интересно, там тоже нет.
Американка-писательница- это скорее всего жидовка и есть . Поэтому и шифруется-жидомасонов не трогает.

mishaloh180

1 year ago

ivanov_petrov

1 year ago

>>Следующая мысль (что надо изменить соотношение, к современной экономике должна полагаться иное политическое устройство и иная культура, и они должны быть не так соединены и должны перераспределить между собой социальные институты) - не пришла еще.

а "меганезия" розова - разве не эту мысль как раз развивает?
А там есть что-то, что совершенно поперек слишком многим. Мне, по крайней мере было (при том, что я умею вживаться в жанр), и от других слышала. Не поняла что, но настолько сильно, что не хотела и разбираться, а читать бросила очень быстро. Надо теперь, когда я сильно изменилась с возрастом, попробовать перечитать.

smertnyy

1 year ago

lalartu2

1 year ago

peggy_s

1 year ago

По моим впечатлениям, популярность попаданческих сюжетов - чисто российское явление. На западе они редки. Собственно, мне кроме "Янки из Коннектикута" ничего на ум не приходит. Веймарский дух Германии нашёл свое воплощение в нацизме и реваншизме в реальном мире, а веймарский (ну или беловежский) дух России - в виртуальном реваншизме попаданчества.

Современное woke движение тоже рождает реваншистские сюжеты, но без попаданчества, типа "Чёрной пантеры".
На Западе тоже хватает:
https://fantlab.ru/bygenre?wg255=on&lang=for&form=

Но таки да, отечественных больше:
https://fantlab.ru/bygenre?wg255=on&lang=rus&form=

fat_yankey

1 year ago

cryptocotyle

1 year ago

fat_yankey

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

cryptocotyle

1 year ago

smertnyy

1 year ago

tdm11

1 year ago

alekoksan

1 year ago

fat_yankey

1 year ago

black_semargl

1 year ago

А как вообще о зомби узнают? Не смог вспомнить ничего - ни книг, ни фильмов. Про вампиров вспомнил фильм Полански еще 60х. Поттер - у детей волнами бывает интерес, школьные эпидемии месяца на два. Потом сменяется чем-то столь же невнятным. Посмотрел, кто такой Наруто - ничего не могу сказать про мангу, не встречал лет 20.

Не то чтоб я отрицал реальность мира, где вся эта нечисть присутствует постоянно, но не преувеличивал бы его размеры.

swamp_lynx

January 23 2020, 14:45:33 UTC 1 year ago Edited:  January 23 2020, 14:48:20 UTC

И это только за прошлый год:



Плюс очень много компьютерных игр.

photo_viewer

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

once_for_all

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

mashilial

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

karajel

1 year ago

photo_viewer

1 year ago

thagastan

9 months ago

photo_viewer

9 months ago

thagastan

9 months ago

Польское фэнтези пишет победившее сословие. Русское фэнтези пишет проигравшее сословие.
+++

ivanov_petrov

1 year ago

humanitarius

1 year ago

smertnyy

1 year ago

swamp_lynx

1 year ago

humanitarius

1 year ago

Галковский!
(первонах)
"галковский" в смысле "без какашечки не слатенько"
как бе "умный текст" основан на заведомо ложных утверждениях - а то бы неправильно вышло.
фирменный стиль
>Простецы в действиях историй почти не появляются, все действие между разными персонажами закрытых сообществ. Обе истории - про хитросплетения отношений и интриг в замкнутом мире избранных.

Почему бы просто не считать круг избранных за число Данбара.
Число Данбара, сколько помню, достигается в виртуальных взаимодействиях, а в реале... То есть до 120 тесных знакомых мало кто поднимается, а вот в сети - запросто. То есть в сети мы стадо, а в реале держим личную территорию.
Оборотни тогда это быдло-реднэки? )

Была когда то фишка, что оборотни это про наступление puberty. Потому оборотничество в западной традиции почти всегда юноши.

lu_crecia

1 year ago

kuzia_aka_zmey

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →