Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Будущий университет

Если пытаться придумать, что соответствовало бы в наступающее время институту высшего образования.

Долго рассказывать предысторию - по мере изменения общества университеты меняли структуру, и университеты XVI-XVII вв. иначе были устроены, чем университеты XVIII, потом другими были в XIX и продолжают меняться в ХХ - достаточно существенно. Меняется общество, перестает быть сословным, появляется демократическое образование... Это означает, с одной стороны, "право всех", а с другой - ухудшение качества людей, идущих в университеты. По этому поводу придумываются разные приспособления...

Но это всё прошлое, тут можно не сочинять, а просто показывать. Мне же интересно, что следует сделать в обществе складывающемся - еще не вполне, но уже во многом. Оно ведь опять меняется.

Пока вроде бы стало понятно, что университеты должны стать много более разнообразными. В них идут с очень разными целями, и нынешнее разнообразие университетов (оно крайне велико, нет пока публикации, где был бы обзор всех различий современных университетов, это совершенно чудовищная тема) еще слишком мало. Видимо, следует принципиально разнообразнее сделать структуру самого университета - то есть там неуместны "программы", и я не уверен, что произвольный набор курсов студентом решает дело. Совмещение онлайнового и реального образования в одном учебном плане могло бы решить проблему нехватки преподавателей по некоторым курсам. В принципе это уже есть, и советы преподавателей по необходимым для специализации курсам есть, и прочее - но мне представляется, что можно увеличить разнообразие в связи с некоторыми типами целей обучения.

Вторая вещь, которая тоже до какой-то степени существует, но пока недостаточно развита. Есть такая тема - непрерывное обучение. Там обычно говорится о том, что профессии устаревают, и человек в 50 лет, допустим, учится на какую-то новую профессию, кто-то улучшает прежние знания и пр. Это все прекрасно, но есть момент, который для меня многое меняет.

Современное высшее образование становится все более специализированным. Это совершенно необходимая вещь, в связи с низким качеством поступающих учеников приходится ставить дополнительные ступеньки, и сверху обычных курсов придумывать сильную специализацию для тех, кто собирается идти в науку. Но в результате практически всё, что можно получить - это набор очень узких специализаций. Понимание этого затуманено набором бессистемных курсов - поскольку каждый может прослушать некую хрень невысокого уровня специализации на многие разные темы, кажется, что есть возможность знать самое разное. Однако на деле - судя по запросам многих обучающихся и уже обучившихся - им не хватает универсального образования. Которое вроде бы прежде давали университеты в отличие от каких-то училищ и специализированных институтов. А теперь не дают. Не случайно - общий уровень требуемой специализации растет, поэтому кажется, что нужно давать всё более специализированное образование.

И вот для этих людей, которые хотели бы получить универсальное образование, мог бы существовать университет. Не любой, но какой-то вид из нового, расширенного разнообразия.

Поскольку это даже не "проект", совершенно ненужные вопросы - кто будет платить и прочие такие дела. Находятся люди, согласные платить - кто-то за свое образование, кто-то еще и за образование других. Это не важно. Важнее, чем бы это могло быть. Вот одно направление - системное мышление. Очень многие жалуются, что его не хватает и не удается его привить. Чудесно, но это лишь одна стрелочка и совершенно не главная. Универсальное образование подразумевает умение увидеть систему в изучаемом предмете, но еще - это нечто вроде "универсального знания", не набор "системных приемов", а именно набор знаний, который позволяет хорошо ориентироваться в мире. Это очень востребовано. Я прекрасно понимаю, как это можно исфальшивить и сколько симулянтов готовы об этом говорить. Как всегда, порок питается за счет добродетели - именно огромное количество фальшивок указывает на востребованность. Людям в самом деле это нужно, они бы хотели получить такое образование. Это значит, что можно задуматься, как организовать обучение и каким бы могло быть это знание, если делать его подлинным, а не фальшивым.

Ведь есть люди, которых считают в той или иной степени приближающимися к желаемому идеалу. Обычно человек говорит: вот я видел ... такого-то, вот он молодец, откуда у него такие обширные знания, как бы я хотел - не "быть его копией", а так же свободно ориентироваться в многих областях, я хочу это делать сам. Если человек неглуп, он понимает, что надо работать и это потребует значительного времени. Но ведь глупо считать, что надо "только" прочитать много книг - не в этом дело. Почему нельзя представить себе образование, которое отвечает на этот запрос? Могут быть молодые люди с таким запросом, есть такие сорокалетние, есть и пятидесятилетние - они всерьез готовы заниматься таким образом. Только им важно, чтобы не "для диплома", уж чего-чего, а халтуры можно и проще добыть, и важно, чтобы это было всерьез и они сами могли убедиться, что это всерьез.
В обычном сегодняшнем университете такую вещь получить нельзя.

И вот интересно. Какие еще черты университета для будущего можно назвать? Разнообразие и универсальность - кратко я это обозначаю так, а что еще? И другой вопрос: как можно помыслить достижение этой подлинной универсальности? Каким могло бы быть преподавание, чтобы достигать именно такого эффекта? В скобках: прошу заметить, что общие теории всего типа философии и того, что иногда занимает семьсот страниц и называется системным подходом - не то. Учиться философии и так есть где, и системному подходу учат, есть такие места, так что это уже есть - и это специализация такая. А я говорю об универсальном знании, а не о специализации в области общих слов.
Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 183 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →