Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Медиа как заместитель школы

В 90-х обратил внимание - смотрю, вроде бы вменяемые люди совсем как-то умом тронулись. У всех свои особенности, конечно, но тогда - совсем странные вещи стали говорить и являть картины мира удивительные. Рассматривая их ситуации, понял - это влияние медиа, "общественного мнения". Почти каждый в обычной ситуации скажет, что на него "это" не действует, он здравомыслящий и думает сам. Все так думают. Но когда картинка медиа плывёт, можно видеть - насколько же массы психически здоровы только по причине медиаподдержки. Их привычная обыденность обеспечена именно медиасредой. Они привычно ее презирают, но бессознательно используют. А как только в мире медиа возникает буря - сразу видны последствия.

Сейчас буря поменьше, не такого масштаба кусок общества рушится, в несколько раз меньше - но виден сходный эффект. Да, растерянность, паника, нелогичные действия. Каждый ругает остальных, которые как с ума сошли, и входит в эти "остальные" при взгляде со стороны.

Это ладно. Всё устаканится, медийные бури всегда короткие.

Мне кажется, интереснее подумать над совсем другой стороной дела, не кризисной. Штука в том, что это ведь касается всех... Прежде картина мира давалась школой, кому-то еще высшим образованием. Конечно, знания шли в идеологической одежде, картина мира редко ходит голой. Но всё же, при всех вариациях, - про ХХ век можно сказать. что граждане получали картину мира из школы и "из репродуктора" (или: "из газет"). Сейчас роли изменились: дети в первую очередь получают картину мира из медиа-среды (включая фильмы, игры и пр.), ну и немного всяких там идеологических клише в зоне бикини.

Этот социальный институт - медиа - занимает теперь очень важное место в обществе: он создаёт в умах людей картину мира, в котором они обитают.

Есть несколько групп людей, которые могли бы иметь много больше власти, чем сейчас. Это многие видели и проговаривали, но воспринималось как парадокс, сейчас же это достаточно очевидно.

Например, медики в современном обществе только в силу разного рода недоосознанностей находятся так низко. Это мощнейшая (потенциально) корпорация с возможностями очень сильного контроля, управления и давления. Как именно она будет набирать актуальную силу (потенциальная уже есть) - это другое дело, в истории прямых дорог нет. Просто важно отметить: вот группа профессий, которая явно недооценена. Другая такая группа - это учителя, это не для всех очевидно, но, в общем, примерно такая же штука. И третья - власть медиа. Про четвертую власть ленивый не говорил, но тут немного иной аспект: управление обществом на правах центрального образовательного института, создающего принятую всеми картину мира. Какими средствами делается рисунок - не важно, медиа могут многое сообщить через отрицание, или через то, что им не поверят и ложными сообщениями они просто формируют коридор внимания. Это уже технические вещи. Но ясно, что если воспитание картины мира идет оттуда, то всякие голливуды из двадцатого века - милый анахронизм, и там возможны гораздо более тонкие управляющие влияния, чем через всякие слежения и базы данных, которых так привычно пугаться.

Интересно, как эти группы будут восходить к власти или как будут ее упускать. Сейчас вот практически вся ситуация почти на всю глубину - медийная. Это не значит, что "болезни на самом деле нет", просто сделано всё медийными средствами - и смотрите, сколь многое можно сделать. А если с умом? А если б умение применить? Это ведь совсем иное общественное устройство могло бы быть.

Занятно, что все эти три социальных института - здравоохранение, образование и медиа - институты из сферы культуры. Подумав об этом, можно представить, каким анахронизмом являются нынешние государственно-правовые институты и как они искажают то, что могло бы развиться в сфере культуры. Ну, поскольку они всё же имеют силу и искажают - видно, какая там мощь. Привычно думать, что сила за государственным насилием и за экономическими договорами, а тут видно, какая огромная сила за социальными институтами из сферы культуры. И это придётся как-то встраивать в общество и пытаться сделать так, чтобы это было не чрезмерно уродливо и болезненно.

(c) zh3l
Tags: education2, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →