Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Морозный путь (алхимические заметки)

Это имеет отношение... разговариваешь с человеком, а у него прорывается - в оговорках, в подразумеваемом смысле, в гримасе: я несчастен, моя жизнь прошла зря, как же так случилось, что я ничего не смог, ведь столько, казалось, возможностей, а вот...

То есть по поводу смысла жизни. Трафарет разговора всем известен: либо указывают на высшую ценность (живи для детей, живи для жизни на Земле, живи для народа и пр.), либо говорят: живи сейчас, цени мгновение, бери удовольствия, стремись к счастью.

Выйдем из трафарета, там все ходы записаны.

Давайте пойдём вот как. Каждый может вспомнить, как он был чем-то безумно увлечён, какой-то интеллектуальной задачей, как он с каждым шагом мысли оказывался ещё ближе к чему-то крайне увлекательному, что его очень интересовало, что было его целью - и такое состояние часами. Увлечённая работа, времени не замечаешь, горишь. Что тогда было? Горячей была передняя часть головы, лоб и виски. Так и обозначим по непосредственному чувству: это горячий путь. Когда человек занимается тем, что ему интересно. Об этом очень много сказано: как это прекрасно - заниматься не чем постылым, а тем, что интересно, и что жизнь одна, и что коротка, и что надо верить себе, интуиции, и что это хорошо, когда интересов много, и что интересы должны быть яркие и горячие, и что ни ведут по жизни, не дают скучать и это и есть самый смысл.

Горячий путь можно развернуть в целую философию: следовать за интересом, делать то, что доставляет удовольствие, быть самим собой и далее, далее.

(C) zh3l

Есть ещё холодный путь. Морозный даже. Путь скуки. Есть такие вещи, которые не интересны. Они скучные. Заранее трудно сказать... Например, многие говорят: мне грамматика крайне скучна, эти дурацкие правила... Но есть люди, с детских лет увлечённо читающие именно грамматики разных языков, не интересуясь самим языком практически - не слишком желая говорить и читать, а желая понимать грамматику. И у них это живой интерес. Или многие говорят: не люблю логику, математику, они скучны. Но есть люди, с детских лет дико интересующиеся именно математикой, формальными системами с их прозрачной ясностью и изумительной необходимостью. Так что дело не в том, что нечто конкретное скучно, а в том, что скучно. Обычно это всё же какие-то довольно формальные моменты, для большинства скучны именно они, но по-разному бывает. Кто-то образцом скуки полагает дизайн одежды, кто-то классическую живопись, в общем, не счесть скучных занятий.

Когда человеку скучно, у него холодеет затылок. Задняя часть головы становится холоднее, это ощущается как скука - а интерес ощущается как горение передней частью головы. Морозный путь - это занятие тем, что тебе не интересно. И потому не важно, будет это математика, или изучение мод женской одежды, или поэзия классицизма, или грамматика санскрита. Главное, что это не интересно, ну вот совсем скучно, это совершенно не привлекает. Универсальным средством здесь является всё же математика, пробный камень морозного пути. Для большинства именно она подходит в качестве образцово-скучного занятия. Да не внидет не знающий математики... Но люди разные, у кого сложился интерес к математике - она ему больше не годится. Этот камень сточился, несите другой.

Когда человек идёт морозным путём, он занимается не тем, что ему интересно, а именно тем, что скучно. При желании тоже можно наговорить психологию или там философию этого дела. Скажем: науки преобразуют занимающегося ими в человека. Именно усилия, затрачиваемые на занятие тем, что не привлекает само, изменяет занимающегося. Когда человек идёт горячим путём, изменения происходят легко и совершаются не его силами: его притягивает и натура его "сама" преобразуется. Морозный путь устроен совсем иначе: только собственные усилия по самопреодолению, которые позволяют заниматься тем, что скучно, меняют человека так, что он становится более открытым к импульсам собственной воли. Он может начать менять себя. Поэтому принудительная скука не годится: когда заставляют заниматься скучным, это не даёт эффекта. Надо самого себя принуждать заниматься скучным, иначе никак. Даже скуку приходится делать самому, вот такая вещь.

Понятно, что сам точильный камень, на котором правят человека, не имеет собственного смысла. Дело не в том, изучите ли вы грамматику санскрита или будете знать её плохо. Просто в процессе появится человек, то есть способное изменять себя разумное существо.

Это имеет отношение к смыслу жизни, или, если угодно, к столь чаемой сейчас системе мотивации учащегося. Можно строить на этом педагогическую систему (собственно, и строили, это уж само собой), можно строить такую систему на балансе горячего и холодного пути.

Вспомнить об этом имеет смысл потому, что про горячий путь (в других, конечно, выражениях) не говорит только ленивый, и говорят обычно с чрезвычайной убежденностью в своей правоте и безальтенативности. Нет ничего лучше, чем следовать своим желаниям и интересам. Что "нет"? Ты больной? - И потому можно напомнить о противоположном движении. О пользе идти вопреки желаниям и интересам. К чему там можно прийти? Ну, в целом... Следуя интересу, приходят к тому, что уже есть и сделано другими. Это свойство интереса, его определение, если хотите - он тянет к наличному предмету, предмету интереса. Это сделано, готово, там только частности - даже если вы хотите летать, это уже сделанный интерес, там остались радости технической реализации, не говоря уж о радостях взаимного цитирования. А морозный путь выводит на совсем другие задачи, на те, которые не сделаны и вообще еще не задачи, они как задачи не состоялись даже. Эти морозные дороги скользкие и странные, по ним еще никто не ходил, и надо научиться самостоятельно держаться на ногах, а то снесёт - потому и начало такое странное: ориентиром выступает скука. Полюс холода.

Тут примечание: посмотрите на современность, на индустрию развлечений. Посмотрите, сколько всего висит на интересе. Очень существенные черты современной цивилизации сделаны так, чтобы кормиться с горячего пути. Там сидит прорва сил, использующих каждый жест интереса для прокорма. Надежды, что горячий путь приведёт к чему-то "собственному", что это развивает человека, довольно иллюзорны. Это не человека развивает, это с него кормятся. А скука - это враг современной цивилизации, хоть и появилась недавно. Скукой пугают, это самопонятное предостережение. Если, мол, будешь делать так - уу! станет скучно.

Можно так представить мир. В нём есть один полюс, горячий полюс наличности: там множество готовых предметов. Это предметы желаний, интереса, у них свойство - притягивать интерес. И вот этот плотный мир, собранный из нагромождений интересных вещей, собрано внимание и стремления. А что с другой стороны, каков другой полюс? Он видится как то, чего нет. Там нет готовых предметов, там совсем другое, и туда не притягивает, оттуда отталкивает. Можно сказать иначе: интерес всегда цепляет за уже готовые психические конструкты личности, он цепляет за то. что есть: даёт удовлетворение. А противоположный полюс, который за неимением других слов называем скукой, устроен совсем иначе: ему не за что цеплять, нет ничего готового, за что можно зацепиться, и человек своими силами развивает нечто в себе на пустом месте. И там надо смотреть, как изменяется познающий и как изменяется предмет познания. Это свойство морозного пути: если тщательно наблюдать, предмет познания преобразуется, становится другим. Сам. Очень странная штука. Самопроизвольное изменение предмета познания - это и есть, в определённом смысле, результат такого пути.

И другая характерная черта. Преодоление скуки морозным путём всегда искусственно. Горячий путь апеллирует к естественным человеческим радостям: вам же интересно? вот и хорошо. Вам же нравится? ну так чего ещё желать. И все горячие пути - групповые, они очень популярны. Какое б чудное увлечение не выдумали - есть течение, которое тем же увлечено. А морозный путь совсем другой: приходится самому изобретать, как ты сможешь выдержать скучное занятие. Это ж бесит. Характерным для тебя образом. Кто-то засыпает. Кто-то раздражается. Кто-то рвёт предмет, столь наскучивший. У кого-то болит голова. И приходится придумывать, как с этим бороться. И обычно это делаешь один, как-то не находится тех, кто занят тем же, можно различить лишь тех, для кого то, что тебе скучно - предмет специфического увлечения, а это же совсем другое дело и другая дорога. Даже и слова для скучного занятия нет. У всех хобби: частный интерес. А частный вид скуки? Нету слова. Эту дорогу придётся строить самому, она на одного рассчитана и именно строителя своего и ведёт.
Tags: alchemical notes, ethnography2, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 170 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →