Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Художественное в мышлении 1

Запись, сделанная по случаю, но вдруг кому пригодится. Ну или кто-то решит аргументированно спорить, тоже польза.
«Вопрос про художественное в мышлении. Что это такое, чем отличается от работы с понятиями? И как это связано (если вообще связано) с «привнесением душевного в духовное»»
Я не думаю, что стоит начинать с определений. Ну вот, например, говорят, что художественное мышление – это мышление в процессе художественного творчества и выражающееся в художественных произведениях. То есть то же, что обычное мышление, но вокруг чего-то художественного. Мол, только для художественного творчества, и с тем же успехом я могу говорить о кулинарном мышлении. О игровом, беговом и каком угодно.
(C) zh3l

Поэтому говорить будем не о художественном мышлении, а о том, какие есть особенности у познавательных операций в связи с выражением. Художественное – это прежде всего выразительное. Вы в себе имеете мысль – всё, готово, познали. Художественное начинается, когда вы эту мысль пытаетесь выразить – перейти из плана содержания в план выражения. В этом смысле любой написанный текст имеет отношение к художественному, как и любая каляка с планом «от метро через перекресток, потом дом с пятерочкой и с другой стороны наш подъезд».
Но об особенностях мышления знают не так много. Когда говорят о понятийном мышлении, часто переходят к логическому. Говорят о том, что понятия надо строго определить, прояснить отношения с другими понятиями, очертить границы применимости высказывания, оценить степень истинности – иногда, всегда… Это логика, а понятийное мышление на самом деле иное – то есть сразу начались трудности. Даже о самом «понятном», близком к логике понятийном мышлении очень трудно говорить – именно потому, что оно не логика.
В понятийном мышлении самое важное – вовсе не определения и границы применимости, а создание понятий. Вся эта штука с границами – сильно потом, когда будет, границы чего ощупывать, а сначала надо создать само понятие, и именно об этом практически никто не говорит.
Самые недалекие люди скажут, что все просто – вот перед тобой предмет, стол или собака. И ты его называешь – и вот тебе понятие: стол, собака. А если не предмет? Движение и характеристика движения – порывистый, судорожный, импульсивный… А если не предмет, а газ? В общем, понятия совсем не так создаются, они не идут от предметов – наоборот. Когда создано понятие, под него подводятся предметы.
И далее там столь же чудесно, но это именно о понятийном мышлении – для тех, кого интересует, как устроено знание, что такое теория и как взаимодействуют понятия. На деле, поскольку понятия – это инструменты или, если угодно, органы чувств, то там хитрая штука: понятие выстраивается субъектом для познания действительности, и потому в нем сплетаются сконструированные субъектом вещи (от субъекта: чтоб я это мог понять) и не сконструированные субъектом (чтоб это было на самом деле, я не хочу видеть свои фантазии). Как именно надо действовать, чтобы построить такие сложные объекты, которые сразу с двух сторон реальности (субъекты, меж тем, реальны – а то многие забывают) – надо работать довольно сложными методами.
Вот когда понятия уже созданы, возникают разные возможности работы с ними. Из многих прочих можно выделить одну ветку – когда понятия используются в высказываниях, для которых хотелось бы использовать характеристику «истинностные». Бывают ведь и другие высказывания – и они совсем иначе устроены и там понятия иначе взаимодействуют. Вот в истинностных – там надо включать логику. То есть логика в понятийном мышлении описывает совсем чуть-чуть – когда все уже готово (кто-то другой сделал понятия, убедил всех их правильно понимать и использовать), из всех возможных способов применения выбран один, и вот именно для этого одного годится логика.
Но вообще-то тут речь о художественном в мышлении. Все сказанное выше тут не применяется, совсем другие вещи – и, разумеется, сколько не ищи тексты на эту тему, попадается исключительно лабуда. Поэтому опереться не на что. Нельзя отослать в хорошей книге – вот, tolle, lege... Смотри, читай, там всё есть. Придется с трудом – пальцем тыкать и рукой махать в нужную сторону, в надежде, что не заблудитесь.
Tags: art3, philosophy3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →