Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Мы очень разные люди, -

к такому суждению придет любой, кто будет знакомиться, например, с моими взглядами. Или с взглядами какого-нибудь другого человека - это, собственно, не так важно, чтобы с моими, это универсальный вывод. Разные. Настолько разные, что это сначала немного любопытно, а потом даже неприятно и скорее совсем неприятно - гораздо сильнее, чем любопытно.

Очередное изумление невероятным
Когда я написал пост о предпочитаемых цветах, там было несколько поразительных ответов. Люди сказали о себе, что у них такого нет. Они вполне понимают - да, цвета, в одних ситуациях одни приятнее, в других другие, но о предпочтении цвета, о любимом цвете они по сю пору не думали и полагали, что такого не бывает. Я изумился - не мыслил, что такое возможно.

И вспомнил, что есть еще одна изумляющая меня штука в обыденной психологии нормальных людей.

Для меня естественно, что мое поведение находится под влиянием скрытых от окружающих сил - у меня протекают внутри процессы мышления, чувствования, воления, и потому вполне возможна ситуация, когда я "вдруг" изменил настроение - обрадовался или опечалился, и причины этого не находятся во внешнем мире. Подумал, вспомнил, почувствовал нечто - и изменил настроение и поведение. Ничего более естественного нет, как мне казалось. Каково же было мое изумление, когда я столкнулся с людьми, которые не могут помыслить такой ситуации. Совершенно серьезно они уверены о себе - и представляют так же и всех других нормальных людей - что поведение обусловлено внешними влияниями. Ты расстроился? Покажи причину. Раз ты только что расстроился - значит, только что была расстраивающая причина. Ты ударился, ты заболел, ты получил огорчительное известие. Что-то случилось - и вот твоя реакция. То же с радостью и положительными эмоциями. То есть люди десятки лет живут, искренне полагая, что всё их состояние определяется вот-сейчас действующими причинами - и все вокруг точно такие же. И мое поведение для них оказывается сплошной ложью и притворством - я ведь явно как-то изменился, а причин не называю, вру что-то невнятное. Этого ведь быть не может! Значит, вру.

Если бы это использовалось для манипуляции и было неким наездом, - я бы понял. В том и суть моего изумления, что эти плоские люди без нутра, без скрытых причин поведения - искренни. Они в самом деле так живут и так мыслят. Представляют себе других людей. Подумайте, имеют модели поведения других - разумеется, подтверждающиеся. Предсказывают с успехом. Вообще понимают что-то и о людях, и о социальном мире. Вообще всё у них в порядке, все функции мышления-и-моделирования работают.

А вы говорите - искусственный интеллект. У меня вообще возникает впечатление, что самые невероятные и невозможные вещи, касающиеся людей, для кого-то - просто банальность и правда. Самое странное, причудливое поведение. И при этом эти люди, как и остальные, рассказывают точно те же истории про свое понимание людей, про психологию, про нормальное, здоровое мышление, про жизнь чувств, которая у каждого человека должна быть устроена вот так-то. И ведь речь не о ценностях и этике, не о том, что кто-то искренне полагает, что поведение определяется выгодой (и тем самым не способен даже мыслить понятие предательства), или кто-то способен на жесточайшее насилие, не видя в нем проблем. Все много банальнее - самые обычные процессы...

Или, например, люди, искренне убежденные, что мышление не может быть объективным, незаинтересованным. Это только притворство, говорят они. Не может такого быть, потому что не может. Конечно, есть неважные вопросы, к которым можно быть равнодушным, но есть горячие вопросы, относительно которых решительно все пристрастны. Я бы сказал, что эти люди вообще не знают, что такое мышление, и судят просто по своей физиологии о других - но ведь они-то уверены, что мыслят, и совсем неплохо.

Или есть люди, столь же искренне полагающие, что двигают человеком эмоции и симпатии с антипатиями, и поведение - довольно простая штука, если человек чего-то хочет - он это делает, с небольшими ограничениями. Сталкиваясь с прихотливым ходом желания, такой человек изумляется и не понимает - как это, не хотеть хотеть что-либо, или хотеть то, что не хотелось бы.

Интересно, что еще, кажущееся присущим всем людям, естественное для всех - вдруг оказывается у вполне обычных и нормальных людей - совершенно другим?

Я не очень знаю, что с этим можно сделать. Это чувство фундаментального различия между собеседниками будет становиться всё сильнее. При общении с любым человеком будет всё сильнее очевидно, что - слишком разные даже для любопытства, не то что для симпатии.

Мне кажется, что способ справиться с этим - быть разнообразнее. В ответ на разность - разнообразие.

Вы предпочитаете другой ответ? Милосердие? Прощение? Восхищение? Противостояние?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 338 comments