Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Новая вежливость

Что такое вежливость - надеюсь, понятно. То, за нарушение чего не полагается наказаний, но что очень сильно определяет возможности дальнейшего общения. Если ко мне обратятся по-хамски, это не наказуемо, и это позволит произнести в мой адрес оскорбительные слова - но какое-то общение после этого будет невозможным. Невежливый человек самой формой обращения определяет, как с ним обойдутся.

Вежливость повязана на имеющиеся технические возможности. Понятное дело, если у тебя меч - входя в чужой дом, следует озаботиться, чтобы мирные намерения были очевидны (оставить у двери, перевязать гарду, чтобы сразу не выхватить и т.п.). Если у тебя пистолет - не стоит наводить его на собеседника. Даже в шутку. Это невежливая шутка демонстрирует, что ты не готов к разговору.

У нас информационная эпоха. Когда распространились мобильники, стали складываться новые кодексы вежливости. Они не успевали закрепляться - потому что техника очень быстро развивалась. Едва появившись, правило быстро оказывалось забытым. Но что-то осталось. Я напомню немногие пустяки, всё же укоренившиеся в массовом сознании. Если у тебя в ушах наушники и к тебе обратился уважаемый тобою человек - надо вынуть из уха хотя бы один наушник или сдвинуть дугу наушников в сторону. Если очень уважаемый - быстро вынуть из ушей оба наушника. Если вы сели за столик в кафе - о том, что вы собираетесь записать разговор, надо предупредить. У вежливых людей есть обычай поступать со смартфоном как с мечом - демонстрировать, что он сейчас не в боевом положении. Кто-то выключает перед важным разговором, кто-то кладет не на столик, а в карман, показывая, что заниматься будет не смартфоном, а собеседником. Разные есть обычаи в разных средах.

Я хотел добавить очевидное (для меня) про вежливость в информационную эпоху. Информация сейчас очень доступна. Про обычного человека, который не очень шифруется, легко выяснить по его нику в соцсети - его паспортные данные, место прописки и номер телефона. Заодно может попасться и еще кой-какая информация. Например, номер кредитной карты или пол, записанный в паспорте с возрастом. Если заплатить 500 рублей, весьма доступный сервис сообщит также о месте нынешнего проживания и о штрафах, а также - о заведенных на данное лицо уголовных делах. Можно отыскать многие фотографии, которыми фигурант не будет гордиться. Скоро можно будет столь же легко узнать о болезнях, прививках и прохождении лечения. Это - особенность времени: вот так обстоит дело.

Отсюда простые правила вежливости. Обращаться к собеседнику в сети надо так, как он представился, по нику - а не по известному вам тем или иным образом "настоящему имени" или фамилии. Следует обращаться соответственно тому полу или тому типу обращения, которым человек представляется в данном месте. Не следует использовать известные данные о нем, найденные поиском по сети - а также фотографии. Напомню - всё это не наказуемо. То есть вы обратились по имени-отчеству и в сети сообщили о чем-то, что вам известно о данном лице - и сделали это общедоступным. Это хамство. Если вы этого не хотели и не того добивались - имеет смысл подумать (головой) и так не делать. Если человек о себе пишет в каком-то роде (скажем, мужском) - обращаться к нему по паспортному имени и в другом роде - это хамство. Это не наказуемо. Но это предопределяет дальнейшее общение. Попросту говоря, с вами не будут разговаривать - если вы этого добивались, ваше желание исполнится.

Мне кажется, есть еще кое-что. И это, и сказанное выше - мое мнение. Общепринятые кодексы пока не сложились, ситуация быстро изменяется, люди не успевают привыкнуть и научить детей - вежливость образуется, когда минимум второе поколение использует некие правила уже не потому, что они лично проверили и поняли их функциональность, а просто по выучке из дома - потому что так себя не ведут, а ведут вот так. Вежливость опирается на традицию - тогда она становится естественной, а не вымученной. Но вымученная вежливость лучше хамства. Вымученная - это лично вами изобретенная, потому что это функционально и обеспечивает адекватное общение. Так вот, еще кое-что. Многие считают, что вежливо ответить, а не ответить не вежливо. Это пришло из другой эпохи, мол, ответ может быть оскорблением, но это лучше чем отсутствие ответа. Обратите внимание - о звонке по телефону теперь принято у вежливых людей предварительно сообщать в почту или смс (множество исключений для личных отношений - но ситуация родства и личной дружбы совсем иная, там другая вежливость). То есть навязанное общение более не является добродетелью. То же с ответами - в ситуации информационного спама на некорректное общение в ответ следует не изложение правил вежливости и не ответное оскорбление, а неответ. Правильно не разражаться ответными оскорблениями, а игнорировать хама.

Мне кажется, изменения этикета (и сопутствующие изменения этики) - очень интересная тема. Если кто-то хочет рассказать о том, как изменился этикет общения за последние десятки лет - буду рад услышать.

(c) zh3l
Tags: culture2, ethics2, net, psychology3
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 299 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →