Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Профессионализм

давно уж услышал определение, которого прежде в ходу не было: профессионал - тот, кто зарабатывает своим делом на жизнь. Работает не для удовольствия, а на результат. Не по интересу, а на клиента.

Это остроумно и часто позволяет понять ситуацию. И это - вредное понимание. Вредное - то есть такое понимание, которое разъедает вокруг среду понимания и мешает понимать всё прочее. Бывают такие понимания, которые мешают понимать дальнейшее. Вредное понимание - то, что закрывает возможности дальнейшего понимания.

Профессионализм - это понятие из сферы культуры и должно быть определено и понято внутри этой сферы. В сопоставлении с понятиями специалиста, дилетанта, студента (обучающегося), преподавателя, "хорошего результата" и т.п.

Когда мы добавляем в определение деньги, мы вносим в понятие культуры термин из сферы экономики. Это до какой-то степени верно, но вредно - потому что мы вместо работающего понимания вносим результат, невнятный изнутри данной сферы. Пример: если обозначим правосудие как экономическую эффективность и назовем верным такое решение суда, которое приносит наибольшую прибыль судьям. Можно произнести некое философское бла-бла, почему это так - максимизация общественного блага и в конечном счете максимизация блага для тех же судей в качестве критерия правильного решения. Но это именно бла-бла, и понятно, что если операционализировать такое понимание правосудия, мы получим взяточничество и более ничего.

То же с профессионализмом. Полагать, что профессионал - тот, кто устойчиво зарабатывает деньги своими знаниями, своими занятиями - это жить порчей значений и смыслов. Разумеется - нет. Это неверное определение профессионала.

Как известно, исходно это понятие связано с длительностью специального образования - и следствиями из этого факта. Ремесленник учился у папы, находясь с детства при деле, и какое тут специальное образование. Специальное образование получали долгие годы в университетах и иных заведениях священники, юристы, врачи и военные. При этом они получали не только знания, но и понимание кухни ремесла, цеха, а также множество знакомств. Извне проникнуть в профессию, где все были повязаны связями во многих поколениях, было сложно, - так что образование никак не сводилось к сумме знаний и к практике. И вот это называлось профессией - нечто, что получается после долгих лет обучения и врастания в среду, нечто, что обязательно даёт репутацию - а репутацию не купишь. Профессия - это занятие, которому надо много лет обучаться и помимо непосредственной оплаты влечет за собой репутацию, авторитет - и соответствующие круги знакомства. Так было еще в XIX в. Потом, конечно, решительно всё изменилось - но видно, в связи с какими явлениями это слово имеет смысл.

(C) zh3l
Tags: sociology6
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    цель массовой информации не оправдывает средства массовой информации https://amigofriend.livejournal.com/3778246.html - А в чем разница между…

  • ***

    Живи так, как будто сегодня не наступило. https://users.livejournal.com/-moss/1706329.html Искренность сама по себе вещь довольно редкая. А еще…

  • О разнице меж познаниями

    Решающим в познании является отношение к опыту и месту познающего. В древности опыт и отношение к нему познающего мыслились совершенно иначе, чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 229 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • ***

    цель массовой информации не оправдывает средства массовой информации https://amigofriend.livejournal.com/3778246.html - А в чем разница между…

  • ***

    Живи так, как будто сегодня не наступило. https://users.livejournal.com/-moss/1706329.html Искренность сама по себе вещь довольно редкая. А еще…

  • О разнице меж познаниями

    Решающим в познании является отношение к опыту и месту познающего. В древности опыт и отношение к нему познающего мыслились совершенно иначе, чем…