Например. Вот я читаю книгу, где собраны истории отчётов о загробной жизни. Ну, дело понятное - есть медиумы, им являются души умерших и рассказывают о житье-бытье. Некоторые истории проверяются - то есть доказательством подлинности служат факты, которые не известны медиуму, рассказывающему эти истории. Некоторые истории разоблачаются и в дальнейшем известны как обман. Таких историй очень, очень много, сотни опубликованы. Дело житейское. И вот я читаю - составитель сборника между прочим, среди прочих характеристик этих писаний, сообщает: более двух третей таких историй о загробной жизни исходят из англосаксонского мира. Грубо говоря, это в Америке и Англии (ну и Австралии) по преимуществу происходит - там и те умершие души, и медиумы.
Ладно. Вот очевидные и для меня странные факты: фантастика и детективы - это англосаксонские жанры. По преимуществу. Да, в них играют очень многие - ну вот я же читал те истории о загробном мире, хоть и не англосакс - читают многие, а производит это одна культура. Фантастика и детективы. Мечта и тайна. Вот кто в современном мире создаёт их. И как за рядами фирм и лейблов проясняется, где же в мире на самом деле делают чипы для всей компьютерной промышленности - так и тут, за рядами имён тех, кто вдохновился и пересказывает, подражает и пользуется чужой формой - всплывает исходная культура: вот кто это умеет делать.
Мечта и тайна, сфокусированные для одной личности. Тайна - это то, что знает кто-то еще, или узнаёт. Она является тайной не для всех, а для тех, кто не знает, тайна в детективе - всегда тайна для кого-то. И фантазия в фантастике - мечта для одних, но не для других. Люди создают миры - некоторые личности создают миры, другие хотят в них жить. Личность мечтает, хранит тайны, узнаёт тайны. У других культур такого нет. Они этого не умеют и не этого хотят.
И вот попалась в руки другая книга, по жанру это... ну, из разряда модных сейчас психологических обучателей, некто дает советы по счастливой жизни и успокоению души. Из самых лучших в англоязычной литературе это Джордан Питерсон - там тьма мелких людишек ошивается, это понятно, ну и среди них есть этот достойный автор. Кажется, многие его читали.
Так вот, я о контрасте. Я упомянул англоязычную литературу этого "психологического" рода - про психотерапию, о том, как отыскать гармонию и успокоиться, жить самому и давать жить другим, - литературу, в которой один из лучших - Питерсон. И вот по контрасту - совсем другая книга.
Смотрите, как совершенно иначе звучит голос немца:
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →