Общий смысл: нету бритвы Оккама, он не создавал этой популярной мысли. Эта мысль появилась в XVII в. в трудах Клауберга, который писал о работах Дунса Скота. А метафора бритвы появилась в сочинении Кондильяка (XVIII в.). А с именем Оккама эту бритву связали вообще в XIX, и там уже это в энциклопедию Британника и далее везде. Исходно эта мысль высказана Аристотелем, так что в разных формах её говорили многие. История этой многовековой путаницы была изложена уже в работе Тообена в 1918 году. Короче, это не моя бритва, я только разместил... (Я об этой бритве писал в 2004 году в этом ЖЖ. Tempus fugit... )
Коллега попросил меня разместить этот небольшой текст, чтобы его могли прочесть заинтересованные. Так что текст ниже принадлежит не мне, его автор - И.Я. Павлинов
-------------
Вся номиналистическая онто-эпистемическая система Оккама выстроена на основе глубокой теологии, стержень которой составляет вера в абсолютную свободу воли (potentia absoluta) Бога как Творца всего сущего (Maurer, 1999; Boehner, 1964; Copleston, 1993b). Оккам критикует реалистов и концептуалистов за то, что те ограничивают волю Творца необходимостью руководствоваться в своих помыслах и деяниях извечно существующими идеями, которым философы ставят в соответствие универсалии. Иное предполагает Оккам, согласно которому в Божественном плане творения нет конкретных идей-универсалий, хоть сколько-нибудь ограничивающих Божественную волю (Klocker, 1992).
Это отрицание извечных идей и связанных с ними универсалий как «избыточных сущностей» афористически выражается формулой «не следует множить сущности сверх необходимости» (Essentia non sunt multiplicanda praeter necessitatem). Своего рода «ярлыком» этой формулы является метафора «бритва Оккама», которая указывает на то, что с помощью некой «бритвы» в рассуждениях о сущем отсекается всё излишнее; она сделала Уильяма Оккама весьма популярным среди современных философов и методологов науки (напр., Sober, 2015). Однако на самом деле у него самого этой «формулы» нет: она впервые появляется в середине XVII века в работе немецкого натурфилософа Иоганна Клауберга (Johannes Clauberg, 1622–1665), комментирующего Дунса Скота. Маркирующая её метафора впервые появляется как «rasoir des nominaux» на основе латинского выражения novaculum nominalium («лезвие номинализма») в середине XVIII века труде «Истоки человеческого сознания» французского философа Этьена де Кондильяка (Étienne Bonnot de Condillac, 1715–1780), а её связанная с Оккамом персонификация — в середине XIX века в книге «Беседы о философии и литературе» шотландского философа логика Уильяма Гамильтона (William Hamilton, 1788–1856). В начале ХХ века в энциклопедии «Британника» метафора «бритва Оккама» стала отождествляться с методологическим принципом экономии (principium parsimoniae), формулировка которого была приписана всё тому же Уильяму Оккаму. Это, строго говоря, также неверно: понимаемый в общем смысле, названный принцип восходит к Аристотелю, автором его вполне отчётливой формулировки следует считать Дунса Скота, а поводом связать «бритву» с именем Уильяма Оккама стало то, что последний очень часто апеллировал к «экономии мышления», полагая, что «излишне делать большими усилиями то, что можно сделать малыми» (Frustra fit per plura, quod fieri potest per pauciora). Вся эта примечательная история изложена в статье «Миф о бритве Оккама» (Thorburn, 1918).
Klocker, Harry, R. William of Ockham and the divine freedom. 1996.
Thorburn. 1918 Myth of Occam's Razor
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →