Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Критерий для серьезности

Пришел в голову, хотел бы поделиться, но тут некая личная история, которую надо элиминировать. Там был разговор с одним человеком, у которого не сходились концы с концами в его рассуждениях об устройстве мира и он сильно переживал эту нескладуху. Ну то есть у него то получалось, что весь мир устроен неправильно, то - что важные для него вещи оказывались какой-то ошибкой. В общем, нехорошо получалось.

Я посмотрел на ход его рассуждений и сказал, что основная его ошибка, которая приводит к множеству следствий (использование негодных понятий для решения вопросов, выбор неверных альтернатив) в том, что он относится к себе слишком серьезно, так, будто он обладает огромной важностью. Как только в его суждениях получается, что он - не золотой гвоздь, на котором висит мироздание, так он сразу выбирает любые иные альтернативы. Естественно, он сделал ответный ход - считаю ли я, что к себе следует относиться несерьезно, как к пустяку. Мне пришлось сказать, что - нет, к себе надо относиться серьезно, совсем не как к пустяку, но "не так". И вот тут я попался - мне было предложено объяснить собеседнику, каким же должно быть правильное серьезное отношение к себе. Конечно, в рамках разных религиозных систем ответы есть - но у нас был вполне внеконфессиональный разговор, собеседник не принял бы никакой ответ изнутри религии, обставленный религиозным пониманием терминов.

Мне пришел в голову различительный критерий - собеседника он заставил задуматься и взять отсрочку, перенести решение до другого разговора. (Думаю, он найдет выход и увернется, так всегда бывает, когда решение приходит со стороны, а не изнутри).

Критерий такой. Если сам себе кажешься очень важным, касающееся своей уникальности и значения представляется серьезным - а все дела, которые делаешь, кажутся пустяковыми и дрянью, нет ничего, в чем отображалась бы твоя значительность - тогда суждение о важности неверно. Верно оно, если серьезное отношение к себе можно сопроводить ссылкой на дело, которое ты сам считаешь крайне значительным, важным и это дело можно предъявить: вот. (Оценивая, надо смотреть, конечно, не на то, согласен ли ты с этим делом, кажется ли оно полезным и прочие несущественные вещи, а только на то, как это дело сделано).

(Разумеется, это разговор о редкой ситуации. Тех, кто считает себя пустяком и с гордостью сообщает, что он - жопа и не страдает от собственной важности - не счесть. Но это вообще не стоящие разговора люди).

А вы какой бы предложили критерий - который позволил отличить необходимое серьезное к себе отношение от пустой надутости?
Tags: ethnography2, psychology2
Subscribe

  • Измененная реальность души

    Мне уже который-то по счету человек рассказывает, как у него в душе всё изменилось в течение ковидной болезности. И многие тут еще в ленте пишут - и…

  • Индивидуация

    Интересно, что действительно важные процессы, идущие сейчас, не видно и их нельзя объективировать. Видны только пустяковые вещи, мешанина "политики",…

  • Обиды

    Размер твоих обид - величина твоего ничтожества (c) zh3l

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 401 comments

  • Измененная реальность души

    Мне уже который-то по счету человек рассказывает, как у него в душе всё изменилось в течение ковидной болезности. И многие тут еще в ленте пишут - и…

  • Индивидуация

    Интересно, что действительно важные процессы, идущие сейчас, не видно и их нельзя объективировать. Видны только пустяковые вещи, мешанина "политики",…

  • Обиды

    Размер твоих обид - величина твоего ничтожества (c) zh3l