Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

***


Сотрудникам Оксфорда разрешили жениться в 1887. Это уже после того как, к примеру, были написаны уравнения Максвелла в формулировке Герца — Хевисайда.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348541.html?thread=173490941#t173490941


Прочитал тут "10 правил как не выгореть на работе". Правило номер один - личный ассистент. Рыдал светлыми слезами очищения и радости.
https://old-radist.livejournal.com/1597321.html


это и происходит с философией, прямо у нас на глазах. Когда рассуждения о том, как же человек думает, заменяются на результаты fMRT, когда религиозный экстаз можно воспроизвести нажатием кнопки, чувство прекрасного измеряется картой перемещения зрачков, в рассуждения о будущем цивилизации --- имитационные модели на DYNAMO и т.п., тогда философия не исчезает, а становится прикладной.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173540632#t173540632


Там трогательно указано, что время чтения 8 минут. Но это на самом деле интересная штука - указание времени на чтение (я к ней отношусь безо всякого недовольства). Она, мне, кажется, говорит о чём-то большем, какой-то футорологии.
Например, всякая вешь имеет срок пользования и срок хранения. Можно маркировать книги "Читать будете три дня, но через пять лет нужно выкинуть". Или маркировку на молотке "Совершите десять ударов и сделайте паузу".
https://berezin.livejournal.com/2076985.html



Это чувствительность цветовых рецепторов человека (штриховая линия - палочки). Если мы возьмем, например спектрально чистый зеленый — 534нм, легко видеть, что помимо 100% воздействия на зеленые рецепторы мозг "увидит" порядка 80% красного и пару процентов синего (палочки для простоты опустим). Т.е. 80:100:2 условного RGB наш мозг интерпретирует как радикально зеленый и ничего более зеленого в реальности не существует. Однако если каким-то образом мы ухитримся подавить сигнал красных колбочек — мы увидим еще более зеленый, невозможный зеленый. И такого зеленого ни в одной таблице цветов не найдешь, только внутри мозга.
Отсюда, собственно, и ответ — либо во сне, либо вещества. Вполне могу предположить, что "кислотные" цвета — именно отсюда.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348980.html?thread=173620916#t173620916


Факт — особая ментальная конструкция, предназначенная для структурирования информации в пригодном (желательном) виде. Содержание факта — приписывание некоторой информации способности правдиво отражать реальность, что возможно на основе правильной (в рамках данной системы) организации этой информации: выявления, отбора, формулировок, объёма, удостоверения, привязок к ключевому для системы контексту (координатной сетке). Смысл факта — создание внутренней уверенности в достоверности и релевантности организованной таким образом информации, и её подгонка под формат системы для дальнейшего использования — в качестве аргументов, материала для умозаключений и т.д.
Иными словами, каждая система убеждений выстраивает собственные механизмы удостоверения; их использование применительно к любой конкретике и есть конструирование факта и сам факт. Обычно на роль фактов претендует то, что а) нуждается в подтверждении, б) может быть подтверждено привычным для данной системы способом и в) единично, часто событийно (фактические утверждения общего характера — «все люди смертны» — чаще всего представляют собой обобщение единичных фактов).
...Нет смысла «выявлять» или «проверять» факты, пока мы не определились с тем, для чего они нужны (в каком контексте имеют смысл), и какой способ выявления \ проверки пригоден именно для этого контекста. А контексты множественны — не менее четырёх, а то и семи.
https://loki-0.livejournal.com/74455.html


Таким образом, объективные данные свидетельствуют, что вынесенные из XIX века представления о бедных «трудягах» и богатых «бездельниках», укорененные в общественном сознании, прямо противоречат действительности. В реальности в современных развитых странах среди богатых гораздо больше «трудяг», а бедные с гораздо большей вероятностью являются «бездельниками». И данное утверждение верно не только в отношении времени, затраченного на работу, но и в плане любых других созидательных активностей от саморазвития и воспитания детей, до благотворительности и работы по дому.
https://monetam.livejournal.com/1724103.html


Взрослый, умный и знающий эпоху человек всерьез рассуждает, как интересно было бы оказаться в 1930-х, когда общество было подвижно, всё быстро менялось, лифты работали, и можно было из любого слоя общества быстро подняться реальными делами.
Действительно знающий и знакомый с массовыми источниками. Не русофоб и не карикатурный сталинист с благоглупостями про заговоры генералов и сталинские кооперативы.
Что тут можно сказать...
https://humanitarius.livejournal.com/337806.html


Можно спокойно выбросить на свалку всю печатную продукцию старше 50 лет
Если что-то по прежнему нужно, оно уже перепечатано позже
https://urease.livejournal.com/92643.html


Ученые исследовали 273 древних генома лошадей, проследили динамику изменений лошадиного генофонда, влияние отбора и географию. Выводы очень интересны.

...Домашние лошади современного типа начали распространяться в Европе лишь после 2200 г. до н.э. , примерно тогда же они появляются и в Анатолии, и на востоке. В этому времени ямная культура уже закончилась, да и в Европе главенствуют постшнуровые группы. И это как раз было очень интересное время в плане различных экспансий, в том числе и военных.
...Еще один удивительный факт – похоже исследователи в этой работе разгадали происхождение тарпана, вымершей в начале 20 века дикой лошади. Это дикие кони и не предки современных кобылок. Тарпан появился в результате смешения кластера DOM2 и кластера позднего неолита. Их родина, вероятно, где-то на Западной Украине.
В итоге можно сказать, что экспансия человеческих генов и лошадей из Восточной Европы - это не связанные друг с другом вещи. Несмотря на то, что ямники обладали животным, которое стало предком современных домашних лошадей, его использование было ограниченным и никак не вышло за пределы ямного ареала. Настоящая лошадиная экспансия началась позже ямников, в 2200- 2000 гг. до н.э., когда эти кони стали распространяться в Западной Европе и Монголии, вытеснив всех других лошадей к 1500-1000 гг. до н.э. В этом им помог отбор, делающий животных послушными и выносливыми.
https://andvari5.livejournal.com/116025.html


Второй год всем человечеством сидим в тюрьме. В ней все еще можно влюбляться и ездить в отпуск, но пространство сузилось до отдельных камер и единственного окна с решеткой. Это напоминает процесс разрушения нейронных связей и плавно наступающую деменцию. Содержимое головы вроде бы не изменилось, но тонкие, практически невидимые нити которые создавали реальность и смысл разорваны и качаясь свисают в темноте одиночества. По телевизору тоже перестали транслировать реальность, она стала пугающе простой, поэтому ее подсвечивают неонами, подбадривают энергичными ритмами, веселят фальшивыми улыбками, усиливают любые даже гнусные эмоции на максимум, оттягивая момент признания пустоты и безнадежности. Что-то очень теплое, то что мы привыкли называть душевностью, умерло. Я сопротивляюсь желанию добавлять в картину этих развалин свое видение, оно слишком темное, пусть лучше кто-то веселый и открытый позовет в другую реальность, обнадежит, зажжет над головами солнце. Новая реальность нужна как никогда, возможно она уже наступила, но уставшие глаза ее не видят, привычка фокусироваться на плоском экране разрушила способность видеть объем. Везде вранье, все приходится перепроверять, это уже вошло в привычку. Доверие стало исчисляться в процентах, счастье в килогерцах, многое из неисчислимого записано в таблице инвентаря жизни.
https://maksudov.livejournal.com/319853.html


Медицинские услуги называются так, потому что мы предоставляем не результат (тогда это называлось бы работой), а процесс. То есть при определенных проблемах у пациента мы должны сделать 1),2),3). Если всё сделали, а пациент не выздоровел или что похуже, претензий быть не может - услуга оказана. Список 1),2),3) составляют экспертные комиссии в виде стандартов и рекомендаций, основываясь на современных знаниях и тенденциях.
Ещё раз: если вы заказываете электрику монтаж розеток, вы платите за результат: работающие розетки. Сам процесс и трудности, с которыми столкнулся электрик, вас не волнуют. Работа сделана, если розетки работают.
В медицине не так: кто бы не платил - вы ли сами, страховая ли компания и тд - он платит за определённые действия, которые могут привести, а могут не привести к желаемому результату.
https://sovenok101.livejournal.com/329279.html


- Не верится, что он был так наивен. что всерьез не видел позиции собеседника. Другое дело — выучил себя взаимодействовать именно с этим...
Сократ разговаривал с людьми, устроенными несколько иначе. чем мы сейчас — тогда у людей были — назову это "общие мнения" — полученные от богов или от родителей, из культуры — мнения. свойственные многим. А он создавал уникальную штуку — личную интеллектуальность. И создал позицию в споре — то, что его собеседник вымыкивал в рамках всего лишь повторения "всеми принятой точки зрения", он принимал и относился как к собственной выработанной рефлексивно позиции. Показывая тем самым. как следует относиться к своей точке зрения
- То есть, если грубо, кошка-Сократ проносила в зубах котятам-ученикам мышку истины и учила их самостоятельно ее добывать.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2347283.html?thread=173380627#t173380627


Самопридуманные сказки — вообще, кажется, очень распространённая вещь. А старшие поколения рассказывают внукам сказки выученные, но с такими вариациями, что видишь — вот она, живая фольклорная традиция.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173587992#t173587992


Окей, вот вам простая ситуация. Китай, человек 20 из одной местности с населением миллионов 20 заболели чем-то вроде гриппа, один из них, почти самый старый, помер от отёка лёгких. Но всего один. Ваши действия?
...А если действовать по правилам, под которыми в своё время подписались все участники ВОЗ, то любая лёгочная зараза, передающаяся воздушным или воздушно-капельным путём, для которой нет протокола лечения и от которой помер хотя бы один человек, автоматически вписывается в один "красный список" с чумой-оспой-эболой. Соответственно, эпидпорог для неё --- один случай, с немедленным уведомлением ВОЗ и свирепым карантином. Соответственно, это задача не для медицинского чиновника вообще --- когда врачи объявят тревогу, управление всем остальным должно перейти к армии --- у неё есть гражданская оборона, пусть она и командует.
...КМК, беда в том, что чем страна богаче, тем меньшие лишения готова нести публика, и тем больше популизма могут себе позволять политики. В Нигерии министр внутренних дел, или как он там правильно называется, может по телеку заявить, что у полиции денег мало, патроны стоят дорого, поэтому по нарушителям карантина будут стрелять без всяких там предупредительных выстрелов --- и ничего, все поперхнутся, но именно так и будет, после чего при всей бедности тамошней глубинки и некузявой медицине от вспышки лихорадки Ласса помрёт всего сотня человек. У нас политики боятся не то, что карантин нормальный ввести --- границу вовремя закрыть. Как же дорогие масквичи не прокатятся на восьмое марта в Европу за модной заразой? Как это рейсы с успешным офисным планктоном сажать не в Шереметьево, а на базы ВТА и две недели в палаточных городках под вооружённой охраной?
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173602840#t173602840


<вымирающая форма культуры> технические мануалы (инструкции, руководства). Любой вопрос вымахал до таких размеров, что по нему одному можно «БСЭ» написать. А у людей вошло в привычку «слишком много букв» ...То есть в нормальной технической документации современному пользователю одно оглавление будет требовать старательного многодневного изучения и конспектирования.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173542680#t173542680


Ушла не философия, а способ философствования как созидание систем. И ушел он не в никуда, а раздробился в другие науки: от экономики до физики. Потребность в осмыслении реальности как установлении связей между областями знания останется, поэтому останется и философия.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173543704#t173543704


- <вымирающая форма культуры> Эпическая поэма же. "Илиада", "Энеида", "Беовульф", "Песнь о Роланде"... Причем оно сдохло еще к семнадцатому веку. Вся эпоха классицизма мечтала написать поэму. Настоящую. Как у Вергилия. Один чувак грант отхватил у кардинала Ришелье на эпическую поэму на французском материале, сорок лет писал, вся Франция ждала, затаив дыхание. От той поэмы осталась в веках гнусная порнографическая пародия Вольтера. Зато эпоха классицизма оставила нам великолепный театр. Но это все было так, фигня, вот эпическая поэма — это да, это по-взрослому, а не то, что эти ваши Корнели с Расинами.
- Ну, Буало посмѣялся надъ Шапленомъ, но мало ли онъ надъ кѣмъ смѣялся. Ронсара со товарищи реабилитировалъ Сентъ-Бёвъ, а для Шаплена защитника не нашлось (скорѣе изъ-за жанра, чѣмъ изъ-за него самого). Я, кстати, читалъ, далеко не безнадежно. Если жизнь не нами мѣрить (для насъ вообще отъ нея въ прошломъ мало что осталось), то, пожалуй, конецъ стихотворнаго эпоса можно датировать рубежомъ XVIII–XIX вв.
- Про это я потом отдельно у себя написал. Смотря что считать за стихотворный эпос. А вы что имеете в виду?
- Подъ стихотворнымъ эпосомъ я имѣю въ виду стихотворный эпосъ, созданный однимъ человѣкомъ въ рамкахъ унаслѣдованной отъ античности жанровой системы. Можно назвать его литературнымъ эпосомъ. То есть Шапленъ съ Вольтеромъ сюда относятся, а «Пѣснь о Роландѣ» съ «Беовульфомъ» — нѣтъ. Терминологія обманчива и можетъ быть любая, важно знать, что это разныя вещи. Двѣ вѣтви пересѣкаются въ Гомерѣ и больше нигдѣ. Литературный эпосъ — предѣльно конкретная вещь, и въ Римѣ его нужно писать гекзаметромъ, въ Италіи (и вслѣдъ за ней въ Испаніи и Португаліи) октавами, во Франціи (и вслѣдъ за ней въ Голландіи и въ Россіи) — александрійскими стихами, въ Германіи — гекзаметромъ или — бываетъ и такъ, культура молодая, неустоявшаяся, — тѣми же александринами, можно (вездѣ) и на латинскомъ языкѣ гекзаметрами. Равнымъ образомъ я не согласенъ разсматривать подъ той же этикеткой и прозу, отъ Фенелона до Толкіена. Это-то какъ разъ живо, въ духѣ Толкіена (слышалъ, не читалъ) только лѣнивый не валяетъ.
Кстати, важной, хотя и побочной функціей литературнаго эпоса было убійство національныхъ стиховыхъ формъ. Былинный стихъ сейчасъ используется только школьниками и только для описанія ихъ школьнической жизни.
- т е "Россиада" Хераскова это исторически самый поздний эпос?
- Кажется, это та самая аберрация расстояния: всякого рода полуфольлорный эпос, типа Беовульфа, и литературные большие стихотворные формы, типа Вергилия — разные вещи, а уж поэмы позднего времени, типа Мильтона — тем более от них отличаются. Но всё умерло, да; кажется, даже пародии на Евгения Онегина уже перестали писать, а уж оригинальные вещи такого плана — только маргинально-лабораторные эксперименты. А тоже ведь была особая традиция, от Чайльд-Гарольда до Тёркина.
Стихотворный театр тоже, увы (Филатов — таким цветочком на гробе).
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173543960#t173543960



- Все-таки очень интересно как рождаются или откуда берутся идеи. Вот, например, понять не могу как родилась идея острова Моро у Уэллса.
А здесь уверен, что не понимаю идею, но наверно понимаю настроение, и на этом настроении рождается идея, что в результате этих метаморфоз родилось единственно важное — смартфон.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173565976#t173565976


у человеческого мозга есть биологически обусловленный предел. Вернее, у психики. Так, мой организм иногда говорит мне, что я офигела пользоваться смартфоном, и что если я его сейчас немедленно не выключу, он, организм, умрет. Сама ситуация постоянной удаленной доступности абсолютно неестественна, это слишком большое напряжение. Поэтому я не верю в то, что наши внутренние часы способны еще больше ускорить ход. Они и так ускорились слишком. Я работаю с людьми, и двадцать лет назад люди были совсем другими, чем сейчас. Мышцы были эластичнее даже в самых плохих случаях, таких жестких зажимов не было, а сейчас они у совсем молодых людей уже. Очень жесткие люди стали. Это реакция на постоянный информационный стресс. Человеческий организм под такие условия не заточен.
- Да, для того, чтобы наши внутренние часы ускорили ход, понадобятся новые технологии, подключающие к участкам мозга устройства ввода/вывода и обработки информации. Развитие этих технологий в конечном итоге подарит людям бессмертие, но за это им придется заплатить довольно высокую цену
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173637912#t173637912
- Всего через несколько десятилетий уйдет в прошлое то, что составляет основу человеческой жизни: экономический уклад, основанный на продаже человеком своей способности трудиться, неподконтрольность человеческих чувств разуму; единственность человеческого "Я"; старение и смерть. Благодаря технологиям поток событий внешнего мира начнет безнадежно отставать от потока событий внутреннего мира человека.
- Вы можете надо мной смеяться, но я отношусь к представлениям о том, что сознание живет в мозге, как к лепету трехлетнего ребенка, то есть очень снисходительно. Притом я очень мало знаю людей, которые не разделяют это представление. И вот у вас копируются нейроны и их связи, но... Только в мозгу. А как же нейронная сеть, пронизывающая все тело? Почему-то человек с отсеченной головой почти сразу умирает. Тут принято считать, что просто мозгу не хватает питания, но это же не так вообще-то. Ну подключите к голове насос, который будет качать кровь, потом все остальное... Думаю, мысль понятна.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173641240#t173641240


- Быстрое изменение реальности это и есть признак отсутствия жизни — нет инерции, формы настолько мелкие и хилые, что любое малейшее движение или убивает их или трансформирует.
- Очень верное замечание, но можно смотреть и на то что давно должно было изменится, а не меняется смерть с двух сторон.
Я то задаю себе другой вопрос- а что еще живо из культуры это не так просто определить на самом деле, то что фонтанирует вполне может быть мертво, в мертвом теле много чего заводится неприятного, но привлекающего внимание.
Ясно одно многие старые старые формы умерли или умирают и мне думается, что одно разнообразие культуры меняется на другое, новое разнообразие полностью вытесняет старое, пусть это даже больное и дурное разнообразие, так что появление новых форм пусть и других по времени жизни само по себе означает смерть старых.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173550104#t173550104


формат "история, рассказанная вечером у костра" тоже ушел, оставшись в реликтах для турпоходов (которые сами — реликт)
...Интересно то, что уходят не только формы "выражения мыслей и эмоций". Уходят и другие формы передачи информации. Или, того хуже, умерев (потеряв смысл) — не уходят. Как форма нынешнего школьного обучения. (Которая, кстати, когда-то была новаторской , революционной и не постеснялась вышвырнуть на свалку истории предыдущие).
Или как формы совместной работы (сейчас человечество мечется туда-сюда в попытке выработать новые формы, и не сказать чтобы уж особенно удачно: но и со старыми жить уже не хочется)
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173550872#t173550872


Мне кажется — хотя, не уверен, — что исчезает какая-то форма регулярного группового досуга, которой и названия-то сразу не подобрать. В стиле, скажем, "каждый год 31 декабря мы ходим в баню" — одной и той же компанией, с похожей организацией проведения времени и т.п.; или в стиле регулярного сбора большой семьи по каким-то случаям.
С одной стороны, примеров сохранения такой традиции я вижу вокруг себя множество, с другой — во всех случаях есть какой-то оттенок доживания. А новых кружков, которые сформировались бы в постсоветское время — не вижу, всё как-то перемешивается, становится нерегулярным и необязательным, с переменным составом.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173591064#t173591064


- ушел театр теней, и почти уже умерла традиция домашнего театра (самодельных спектаклей на большие праздники). КСП и вся походная романтика (именно субкультура, а не сами походы/путешествия) тоже уже при последнем издыхании, и явно не оживет, увы.
- КСП убила Груша как смена формата и монетизация как смена критериев. Фабрика убивает ремесло, всё просто.
- Думаю, надо развести походную романтику, КСП и общее явление авторской песни.
Эта река разлилась на разные рукава.
Собственно, рэперы чем не авторы-исполнители? Или имеется в виду именно песня под гитару?
Мне кажется, сводить КСП к походно-романтической культуре — сильно сужать ее, это какое-то массовое представление — как толкинисты "в плаще из занавески", так бард с гитарой — про сырую палатку и Фанские горы. Собственно, авторов таких раз-два и обчелся, и даже у Визбора это далеко не большинство песен.
- КСП — это, в принципе, и есть песня под гитару, они и походники здравствовали и вместе, и порознь. Всё-таки, это порождение советского устройства общества, и иссякло оно, по-моему, с размыванием крайне специфических условий, советским обществом созданных. В СССР структура общества была бедной, и, в общем-то, существовал только один способ «звучать», то есть заниматься музыкой давать (вне рамок классики) хоть какие-то концерты — это музучилище/консерватория и дальше работа в аффилированных с минкультом структурах типа филармоний, и прелести типа залитованного репертуара, обязательных песен официальных композиторов на стихи официальных поэтов. С музоборудованием для населения тоже были проблемы, поэтому что-то большее, чем пение под гитару дома и для «своей компании» было крайне затруднительно для обычного человека, зато те же гитары были в каждом сельмаге и стоили дёшево, там 7, 12 рублей. КСП — это то, что сейчас называют лайфхаком, способ для «самодеятельности», то есть массового любительского, а главное, автономного, обходящего «официоз» (официально действующую форму производственных отношений) искусства просочиться на воздух в обход официальных структур, используя, так сказать, юридические лазейки.
С Перестройкой и аппаратура стала понемногу появляться, и возможности «автономному» человеку или самодеятельному коллективу давать концерты тоже появилась на фоне общей коммерциализации всего. Собственно, фолк, шансон, андеграунд в Европе и гаражная музыка, фолк и «гаражный рок» в США — варианты массового любительского музицирования, ну с поправкой на лучшую обеспеченность, чем у нас. Конкретно, бардовская песня — это «фолк» на американском наречии. С Перестройкой даже трудно сказать, чем именно КСП было вытеснено. Скорее, оно просто потонуло в хлынувшем потоке самой разной «самодеятельности», всех возможных жанров и направлений. Сейчас куда больше играют на гитарах, и на чём-угодно, сочиняют, поют, декламируют… чем когда бы то ни было, а с компьютеризацией и интернетизацией так, вообще, оказалось, что всей этой «самодеятельности» по всему миру столько, что она по разнообразию форм и идей начисто перекрывает масс-поп-индустрию больших лейблов и стремительно догоняет её по чисто техническому, технологическому качеству, хотя и рядом не стоит по бюджетам и возможностям продаж. Чтобы музыкальной самодеятельности стать массовой в СССР, ей надо было стать субкультурой, а сейчас она не просто не нуждается в том, чтобы быть субкультурой, а не может ей быть ввиду повальной распространённости.
- Бардовская песня — это, конечно, ни разу не «фолк», по множеству параметров. Наш аналог фолка — это, скорее, частушки, а бардовская песня — это Боб Дилан и Брюс Спрингстин (и т. п., начиная с Пита Сигера и Джоан Баэз).
- Люди стали другими, другие "хорошо-плохо", другие ценности. Был советский человек, стал буржуинский. И не важно, что сам не капиталист, важно, что в системе ценностей — "системе координат" совсем иной. И поэтому — да, КСП (походно-романтическое, висборное) умерло.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173571096#t173571096


- малёхо оффтопик, но может ктото подскажет, плоды применения философии на практике? ну например марксизм и весь левый дискурс дальнейший, это я понимаю, а что нибудь еще?
- Любое право, в любой стране — конкретизация философских концепций применительно к типовым ситуациям; само из этих ситуаций оно не растёт.
Всё, что в науке делается мозгом, разработано в рамках философских концепций (то, что делается глазами или руками — из других мест).
Из недавнего — прикладная этика как наука об обучении роботов; чистая философия.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173587480#t173587480


- Спасибо огромное за ссылку. Сама по себе эта штука проходная, — и, конечно, развивает традицию не стихотворных пьес, а мюзиклов и оперетт, "Кошки", а не "Горе от ума".
Но я там дальше набрёл на "Орфея и Эвридику" Нойза — вот это действительно интересно, — но без Вашей ссылки я бы, наверное, и не наткнулся на это.
- Хип хоп все же значительно ближе к декламации, чем к традиционной поп-музыке;
Бит только помогает читающему.
Орфей и Эвридика интересные, да, просто Копы были первыми у нас.
- Да, конечно это больше декламационное, чем собственно музыкальное искусство — но строится всё равно по другим канонам: арии и дуэты, а не монологи и диалоги.
То же "Горе от ума" можно положить на бит (странно, если никто не пробовал) — ничего не выйдет, текст придётся переписывать и сцены сокращать и реанжировать. И дело не в том, что язык и ритм старый: того же Шекспира осовременивают сколько угодно, сохраняя оригинальный текст или его вариации, но именно в жанре пьесы. Под музыку или ритм — другой текст.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173596440#t173596440


<вымирающая форма культуры> Классическая опера, водевиль, оперетта.
Нового в этих жанрах никто уже давно не создает. Взамен появились мюзикл, рок-опера, ситком.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173587224#t173587224


думаю, уйдет очень много привычного — научная деятельность, всеобщее среднее образование и массовое высшее, массовый шоу-бизнес, политические партии и многое другое. все что "массовое" — можно смело вычеркивать, "масс" больше не будет.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173593880#t173593880


- А Вы бы не хотели написать небольшой текст на эту тему? Прежде всего — что именно заставляет Вас так демать (помнится, про схоластику Вы очень убедительно писали, как она жила и даже достигала новых успехов, пребывая в статусе поручика Синюхаева, — видимо, в случае философии Вы видите совсем другую картинку?). Если есть соображения — то о том, почему это случилось. Что такое изменилось, что вот прямо от начала культурной традиции, чуть ли не три тысячи лет жили с философией, а тут вдруг — ьац, и нету ее. Ну и о том, как дальше будем жить — без философии.
- А где можно почитать про схоласта Синюхаева?
- Вот в этом посте хозяина журнала. http://ivanov-petrov.livejournal.com/1847615.html?style=mine Ну и по приведенным там ссылкам.
- Да это просто научная фантастика про попаденцев, но из прошлого. Также прекрасна дискуссия, включая чудесное явление Вдовиной. Спасибо.
Что же касается того, что тома схоластов из плотной желтой бумаги, наполненные средневековой латынью останутся в вечном покое на полках библиотек, так я не разделяю этого оптимизма. Дело в том, что сейчас горячей темой становится explainable ai, то есть выяснение того, почему обученная сетка классифицирует кошку как кошку, а собаку как собаку. Определение компьютерного вида так сказать. Людей и компьютерных мощностей в этой теме пруд пруди, а вот идей нет. Так что я себе очень живо представляю, что случится, после того, как сотни рук китайских профессоров дотянутся-таки до тех томов, и те структуры мышления, которые схоласты придумали для человека начнут воплощаться в нейронные сети.
- Хм... Интересная, кстати, мысль.
Эх, был бы я не ленивым и способным к художественному вымыслу — сейчас бы фантастический рассказ на эту тему написал. Получится так в жизни или нет, я не знаю (больно уж в современной науке — и особенно в прикладных ее ответвлениях — силен подход "чего тут думать? трясти надо!"), а для беллетристики идея уж точно годная.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173596184#t173596184


- Про "ушедшую философию":
Кмк, она не совсем ушла. Она развивалась и эволюционировала в течении всей истории. И на этом этапе истории, она практически полностью сэволюционировала ... в Computer Science. :)
Поясню. Если мы определим философию как "узучение идей", "наука об идеях", "рефлексия идей/Разума на самих/самого себя", то кмк очевидно что с Тюринговского подхода к Гильбертовской Entscheidungsproblem программа стала именно представлением идеи, и Тюрингово решение именно такую рефлексию довело до логического предела, который оказался "сингулярностью".
Можно сказать что нечто аналогичное (в плане сингулярности) сделал Кант на два века ранее со своими антиномиями (кмк, диагональные аргументы и Кантора и Геделя и Тюринга "воспроизводили" именно эти Кантовские антиномии). И действительно, можно говорить что конец философии начался именно тогда, с Канта. И то что мы видели с тех пор — это философия рефлексирующая на свой конец (наиболее яркий пример — Ницшевское "Бог умер!"). Эта стадия не могла продолжаться слишком долго оставаясь продуктивной и осмысленной в самой философии.
Но когда Тюринг дал возможность идеям существовать и функционировать "в чистом виде", появилась новая форма философии. Конечно не все CS тянет на философию, но многие аспекты таки да (в частности, такой философский вопрос как понимание границ возможностей мысли/вычсления). Буду рад обсудить детали, если интересно.
- Я согласен ровно в том смысле, что указанное вами — труп философии. Да, от антиномий Канта до Тьюринга. Разумеется, это не философия — но мертвой формой ее названо быть может.
Образ Computer science как зомби философии — ходячий труп того, что было живым, — вполне хорош.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173597720#t173597720


- Уходит — почти уже ушёл — архив личного происхождения. Ну и с ним всё сопутствующее: письма, черновики, "жизнь и быт XX по данным хозяйственной документации", "NN в переписке с современниками", вообще всякое изучение и реконструкция исторической личности.
- Кстати, до недавнего времени была популярной идея о возможном наступлении «цифровых тёмных веков», то есть накоплении архивов, документов и программных продукктов, которые будет не на чем прочитать. запустить, распаковать ввиду ухода устаревшего оборудования. А похоже, вырисовывается картина с точностью до наоборот: оказалось, что так или иначе прочитать можно всё, что угодно (как считать информацию с носителя, так и прочитать данные в любом формате), но вот сами архивы как что-то индивидуальное, можно сказать, не сохраняются, будь то переписки, черновики, фотографии, их потеря представляет собой стохастический процесс внутри так называемого «цифрового следа», общего кеша, в котором в порядке, близком к случайному, старые записи замещаются более новыми. Процесс производства информации, образующий «цифровой след» человеческой жизни экспоненциально растёт, а вот коэффициент для накопления — практически нет, таким образом, потери увеличиваются.
- Скорее наоборот. Мы обрастаем архивами. Фотографиями, бумагами, документами. Конечно, сохранится не всё. Но два-три поколения назад у большинства и нечему было сохраняться.
- Увы, мы обрастаем не архивами, а условно индивидуализированными элементами, как точно сформулировал комментатор выше, "общего кеша, в котором в порядке, близком к случайному, старые записи замещаются более новыми". Тут идеально худшим образом складывается всё: сравнительная хрупкость и уязвимость того, что можно в наши дни назвать архивным материалом (угробить условный личный ноутбук куда проще, чем потерять, весь и разом, бумажный архив, а такой ноутбук на протяжении жизни будет ещё и не один); технологически обусловленные традиции общения и письменной работы, не способствующие складыванию и сохранению связной и длительной переписки или же явной последовательности черновиков; технологически обусловленные приёмы и привычки хранения (вышеупомянутый ноутбук будет ещё в каком-то смысле удачным вариантом в сравнении с "облаком" или аккаунтом в соцсетях - хранилищами нестабильными, неконтролируемыми, ненаследуемыми); технологически обусловленная "неархивабельность" порождаемых фондообразователем массивов данных (конечно, мало кто и в прежние времена сознательно "формировал свой личный архив", но даже простой семейный фотоальбом — это почти готовая единица хранения, а пресловутый ноутбук с файловым бардаком на нём... даже не россыпь).
(Можно было бы ещё добавить что-нибудь про поколение людей-обыденок, которым ничто прошедшее не дорого не мило, и потому они даже пытаться что-то сохранить не будут, — но это уже будет излишне мизантропично и малоаргументированно).
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173600792#t173600792


Скажу не об ушедших формах, а об ушедшем (уходящем) социальном... как бы это лучше сказать... механизме: ушла возможность внесистемного творчества, будь то в искусстве или в науке. Вне "обоймы" останешься "неизвестным вангогом с рухлядью на чердаке", хоть все уши себе отрежь. Социальный институт культуры стал непроницаем извне, соответственно и практика "ухода в себя и возвращения с шедевром" отмирает.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2348568.html?thread=173612312#t173612312


- Лучший учитель тот, кто побуждает ученика думать самостоятельно.
- Не представляю, как такого добиться. Мне легче учиться у камня, чем выполнить то, о чем вы сказали.
- Учиться думать — это учиться правильно задавать вопросы.
Если только слушать правильные ответы, думать не научишься.
Если учитель строит цепочку рассуждений и включает в эту цепочку ученика, чтобы тот рассуждал вместе с ним, тогда ученик понимает откуда берётся тот или иной вывод, и какой из него вытекает следующий вопрос и почему.
Задавая себе этот вопрос и сам отвечая на него, он учится думать.
Но так преподавать не все умеют.
Проще шпарить по учебнику.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2347016.html?thread=173071368#t173071368


- 1. Глубоко понимающий то, что учит.
2. Умеющий видеть то, где нахожусь в данный момент я, и умеющий помочь мне развиваться с учетом моих особенностей и уже достигнутого уровня.
- Подразумевается. что цель обучения очень хорошо ясна учителю и он знает, куда ведет ученика
- Это да. Иногда так, наверное, бывает.
Сам вот я преподаю философию в университете и при этом не то чтобы так уж хорошо представляю себе цель обучения. Ну кроме очень общего, типа "расширить культурный багаж вот в этом направлении" и "развить и натренировать на этом материале определенные навыки (понимание сложных текстов, анализ аргументации, потом и представление собственной аргументации)". Хотя, и такие общие цели дают ориентиры.
Понятно, обычно есть еще собственный специфический интерес к преподаваемому материалу, его можно пытаться отчасти передать.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2347016.html?thread=173062920#t173062920
Tags: livejournal2
Subscribe

  • Аргумент в споре о методологии науки

    Когда заходит разговор о методологии науки, очень обычен такой аргумент: глупости, нет никакой методологии науки, это выдумки философов. Практикующие…

  • Мизологизм и хрупкость

    Приведу две претензии к науке. Поскольку - на мой взгляд - вменяемой критики науки очень мало. Первая: мизологизм. Я возьму кусок текста у С.…

  • О доверии

    Я тут перечитал книгу Вильчека "Красота физики". И понял, что со мной дело плохо. Это очень красивая книга - там много остроумных рассуждений,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 247 comments

  • Аргумент в споре о методологии науки

    Когда заходит разговор о методологии науки, очень обычен такой аргумент: глупости, нет никакой методологии науки, это выдумки философов. Практикующие…

  • Мизологизм и хрупкость

    Приведу две претензии к науке. Поскольку - на мой взгляд - вменяемой критики науки очень мало. Первая: мизологизм. Я возьму кусок текста у С.…

  • О доверии

    Я тут перечитал книгу Вильчека "Красота физики". И понял, что со мной дело плохо. Это очень красивая книга - там много остроумных рассуждений,…