Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Комменты5: люди стали мелкие: душит "белый шум"

http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/274945.html?thread=6647297#t6647297

tschausy
Л.Толстой писал: "Нет величия без нравственного величия."

Бог с ним, с величием. Подставим - талант.
Так вот именно нравственно одаренные, вроде, персонажи современности не удержались. Из-за срывов на крик, из-за охранительского пафоса или безудержного либерализма. Или из-за публичных фуршетов. Из-за многого,
что не следовало себе позволить.
И получилось, как по Пушкину - "Он подл, как мы. Он мелок, как мы." А качество художественноых замыслов и ткани, профессионализм - дело даже не второе.

ivanov_petrov
Это красивая точка зрения. Хотя бы потому, что позволяет не путаться в мелочах и быстро подойти к более интересному вопросу. Итак, наблюдаемые сейчас по всей России - и во всем мире – инфляции, сгорания, исчезновение культурного капитала - это потому что люди мелкие. А почему они так разом мелкие стали? почему - в не очень тепличных - условиях 19, и прошлых веков еще были крупные (мало, с трудом и проч. - но были), а теперь вот не шмогли? Что заставило личность стать мельче - и с каких это пор началось? скажем, можно представить себе аргументацию, что - с Возрождения аж. Но культурные капиталы стали испаряться именно в 20-м. А что такого в 20 произошло, что людей уменьшило?

aaazzz121
Сказать бы, во второй половине 20-го ст.
Может быть, люди изначально мелкие были, но мирились с фактом культуры, с требованиями государства, особенно если это супердержава, и в результате у некоторых из них появлялось что-то "в остатке". А у следующего поколения еще больше "в остатке". Потом и слоек появился, интеллигенция, не знаю, как назвать. А сейчас что? Государство - нетребовательно. Компания - нетребовательна, ей важно, чтобы ты доход приносил, а государство - чтобы иногда голосовать ходил, воровать не мешал, ну и в общем, когда надо, на площадь выходил.
И потом. Кто заказчик. Была - церковь. Не самый худший заказчик, к слову. Потом - аристократия, потом буржуазия, наконец, государство, наконец, и государство пало. Кто теперь заказчик, кому это все нужно?

ivanov_petrov
Н-ну... Как-то мне надо обжиться с этим ответом. Мне не нравится сразу несколько тезисов. "Люди изначально мелкие были". Как гипотеза - ладно. чего только не скажешь. но они ж были крупные! грубо говоря, я видел. Во-от такие. И почему это размер человека зависит от заказчика? Может, от заказчика размер чего и зависит, но почему это надо называть личностью? В общем, видимо, не понял.

aaazzz121
Понимаю... Самому тяжело, тема-то огого.
Крупных я тоже видел. Раньше им было тяжело, но можно было найти код и приспособиться. То есть надо найти код, что говорить, чего нет, чтобы быть услышанным. У них был свой круг воспринимающих, ну, положим, это ахматовское "мы". Ну и вот, одних крупных уничтожали, другие выживали, приспосабливались и могли что-то сказать. Пусть и "посмертно". А ужас физич. уничтожения только разъярял в некоторых случаях, ну или уж убивал, тогда насовсем.
Сейчас совсем иная ситуация. Думаю, крупные есть, и их не меньше, чем было. Хотя возможно, тенденция к тому, чтобы меньше. "Мы" уже пропало. Каждый сам за себя. Исключение - компании, но там другое "мы", на совсем иных принципах. Ну, грубо говоря, никто не станет сейчас заучивать наизусть стихи Мандельштама, чтобы это пронести. А тогда ощущалось, это нужно, это было дело всей жизни. Лотман пишет где-то, что в этом был и азарт, это была игра со смертью, и противник был ясен.
Сейчас противник не ясен. Крупных удушает "белый шум", он к ним липнет, мажет их, они не видны сейчас. Сейчас время мелких. Раньше мелкие знали, что есть крупные, с этим приходилось считаться. Сейчас можно не считаться, мелкие самодостаточны, жизнь идет по их правилам.
Да. Раньше крупного могли в худшем случае расстрелять. Сейчас крупному отказано в голосе, в социальной нише, экономически он выдавлен за поля. Он никто и зовут его никак.

aaazzz121
Оказалось, что "сложное" мешает обществу. После сложных тысячелетий люди хотят позволить себе думать, что они могут не думать и при этом полноценно жить. Вырабатывается новая форма полноценности, которая неполноценна для тех, старых...

ivanov_petrov
"Крупных удушает "белый шум", он к ним липнет, мажет их, они не видны сейчас" - то есть массово общество виновато. Но ведь ясно. что и оно само - лишь симптом.
"После сложных тысячелетий люди хотят позволить себе думать, что они могут не думать и при этом полноценно жить." - вот, дальше прошли. Теперь еще дальше только на общих словах не прорваться. В этом месте надо либо прекращать дозволенные речи - либо копать настоящую историю. В каких формах отливалось "бездумье". откуда пришло. как распространялось, когда стало повсеместным, какие ценности исповедует - его позитивная программа. обязательно позитивная, на негативе ничто не стоит. Они хотят нечто построить - что, чем оно хорошо, в чем они видят опасности "прежнего" - в рамках нашего разговора - "сложного" развития. Слишком много специальных вопросов, которыми - почти никто и не занимается.

aaazzz121
Ну вот Вы печете булки. У Вас булочная. Вокруг - еще 70 булочных. А Вам надо продать свои булки, более того, стремиться продавать больше своих булок. Вам нужно убедить людей, что им нужны Ваши булки. Конкурентам тоже нужно убедить людей, что им нужны их булки. Появляется общая идея; человек уже не различает разницу конкурирующих булок, зато в остатке у него идея, что ему нужны булки. Он видит рекламу - вот эти булки, вот те, но в общем, понятно, раз рекламы много, значит, булки нужны.
Дальше. Появляется человек, который говорит: я возьму Ваши булки и продам их дороже, мне за это процент. У конкурирующих фирм тоже появляются такие люди. Ситуация приниимает новый оборот. Это уже новый виток, новая индустрия. А ведь есть еще рестораны, куда хозяин или перекупщик может продать булки, которые еще накрутят в цене.
Дальше еще смешнее. Агент булочника (уже есть агент, что тоже сказывается на цене булок) идет в газету давать рекламу своих булок. Эту рекламу заказали через агентство или у частного дизайнера. Факт в том, что это тоже деньги. В газете говорят агенту: в нашей газете мы рекламу напрямую не размещаем, только через такое-то агентство. Получаем новый, уже шестой вариант накрутки.
Посмотрите, везде одни дилеры, дистрибьюторы, агенты, агентства. А производитель - всего один. Понятно, проблема рабочих мест снята и т.д., все при деле, но сколько наворотов вокруг одного производителя! А потом они еще объединяются, это уже другой вопрос.
А теперь, в этом всем, - скажите, зачем людям сложные идеи? Есть ли у них на эти идеи время и силы?
И как подынтегрировать сложную идею в такое вот болото?

Вся вина - в ростовщичестве, в торговле воздухом.

ivanov_petrov
"как подынтегрировать сложную идею в такое вот болото?"
Ну, я буду фантазировать.
Как идею вводят в дело? Первым делом - через цель. У Вас с чего вся чехарда началась? булки, покупка, прибыль. эффективность. продавать больше...
Нет. Цель Ваша - предположим - печь замечательные булки и при этом создать в Вашей пекарне коллектив, в котором было бы людям очень хорошо и творчески работать. прибыль интересует ровно в той мере, в какой не препятствует основной цели. Вы там, в пекарне, конкурсы своего мастерства забубениваете, организовали особый свой детский садик для сотрудников, и вообще всячески живете - у вас это жизнь такая. а не производство для прибыли.
И сразу другие задачи пойдут, то есть - прежние совсем иным боком встанут.
Очень тяжело будет, но это будет новое.
Tags: education2, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments