Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (6)

Исходно верное основание либертарианства, «сердце правды» этих воззрений, лежит в представлении о взаимовыгодности экономических отношений в условиях работы рыночного механизма, обеспечивающего добровольность сделок, в указании, что условием нормального функционирования этого механизма является автономия экономики от государства. У этой концепции имеются собственные основания, т.е. имеется некий общий взгляд на устройство общества, из которого вытекает представление о таком устройстве хозяйственной жизни.

Из этого общего взгляда возможно плодотворное развитие и уточнение представлений о детальном устройстве экономики и ее взаимодействии с иными сферами общественной жизни. Это взаимодействие необходимо - поскольку мысль об автономии экономики подразумевает, что в обществе имеется что-то еще кроме экономики, и с этим «другим» у экономики должны быть выстроены какие-то отношения. Автономия не отрицает взаимодействия, она подразумевает только наличие собственных законов у автономной области, которые не должны подменяться законами иных сфер общественной жизни.

Неправомерное развитие либертарианских идей искажает саму идею автономии экономики: утверждая, что экономическая жизнь устроена на принципе свободы и отрицая необходимость самостоятельных государственно-правовой и культурной жизни, либертарианцы по сути утверждают, что кроме экономики в обществе ничего нет, и тогда положение об автономии оказывается бессмысленным. Единое и единственно существующее может быть названо свободным, но не автономным. Поэтому для экономической жизни правильным эпитетом будет именно «автономная», а со свободой экономики дело обстоит значительно более сложным образом.

Итак, этот общий взгляд на устройство хозяйственной жизни общественного целого будет давать один ряд оснований. Либертарианство, насколько оно отошло от своего «сердца правды» и пытается распространить некоторые идеи за границы области их применимости, имеет иные основания. Нашей задачей является перечисление некоторых оснований этого ряда - тех, из которых явным или неявным образом исходят либертарианцы, когда они рисуют хозяйственную жизнь как свободную игру индивидуальных сил, и полагают, что на принципах, обеспечивающих функционирование хозяйственной жизни, могут быть построены также и правовая, и культурная жизнь.

Конечно, и либерально, и антилиберальной литературы написаны тонны, и можно бы привести десятки иных примеров. Но вместо этих десятков - может быть, кому-то более известных, кому-то менее, - стоит попытаться проникнуть поглубже. И Хабермас, и Грей, - то политическая риторика, это разговор на тему: как совместить «изначальную данность человеческой свободы» и реальные условия современного общества - рыночного, массового, с рабством и терроризмом, со СМИ и с распадом культуры, с дифференциацией бедных и богатых внутри стран и между странами... И прочими десятками самоважнейших причин, по которым свобода человеческая в проявлениях своих плохо прозябать изволит.

Основой всего либерального направления мысли являются вовсе не политические максимы. Современный либерализм вырос, укрепился и был разработан в тех границах и на тех основаниях, которые были заложены определенной экономической теорией. Не политические воззвания определяют лицо авторитетной (хоть и оппозиционной) доктрины современности, а выводы из строгой науки экономики. И потому истинных защитников с основоположниками, и истинных противников либертарианства стоит искать там, в самой точной области социополитических наук, где (даже!) пользуются не вполне бессмысленно языком математики, строят имитационные модели и предлагают правдоподобные рассуждения. Для самомалейшей унификации языка я далее буду называть либертарианством взгляды соответствующей группы экономистов, а либерализмом - значительно более широкие и неоднородные трактовки из области политической теории.

Итак, обращая внимание на строение современных экономических теорий (в аспекте либертарианских взглядов), выявляется следующая картина. В начале ХХ в. Людвигом фон Мизесом была выдвинута обширная картина взглядов на экономику. Изложить бы их кратко, но...

Когда в популярном тексте стараются выпукло выразить мысли крупного ученого, обычно получаются многочисленные ошибки и неточности. Например, даже по работам крупных биологов ходит высказывание, что Дарвин - творец теории эволюции. Между тем теорию эволюции создавали совсем иные люди, Ламарк, Боннэ, Эразм Дарвин, Сент-Илер и другие, а Чарльз Дарвин является изобретателем механизма эволюции. Он выдвинул и точно определил такие понятия, как «борьба за существование», «естественный отбор», соотнес эти понятия с «естественными качествами» живого, такими как наследственность и изменчивость, и в результате получил схему понятий, частично наблюдаемых, частично гипотетических, из каковой схемы с необходимостью должно было следовать происхождение видов живых существ друг от друга и диверсификация их.

Точно так же приписывать Мизесу теорию частной собственности, выводы из разделения труда, особенности функционирования рынка - по меньшей мере небрежность. Разумеется, с этими понятиями плодотворно работали еще Адам Смит и Давид Рикардо, а Мизес лишь особым образом определил дополнительные понятия, соединил их в определенное целое, короче - построил из известных уже кирпичей свое здание экономической теории.

Главную черту этого взгляда столько раз определяли и объясняли с разных сторон, что не будет худого, если я попробую назвать эту черту заново: атомистический индивидуализм. Согласно Мизесу, в экономической жизни действуют только изолированные индивиды, а там, где кажется, что действует что-то иное, следует произвести анализ и разложить экономическую жизнь до ее несомненного субстрата, до хозяйственных действий индивидов.

Важнейшим обстоятельствам, которые позволяют именно так описывать экономическую реальность, являются три взаимосвязанных фактора: институт частной собственности, разделение труда и рынок. Благодаря частной собственности человек оказывается заинтересован в результате своего труда; благодаря разделению труда повышается общественная эффективность производства и общество в целом может начать богатеть, если изобретет механизм обмена результатами дифференцированного (различного) труда. Этот счастливо найденный механизм и называется рынком. На рынке один (индивидуальный) частный собственник свободно предлагает продукты своего (особенного) труда всем желающим, и каждый может обменять (купить) товар, им предлагаемый. Частная инициатива, рождающаяся в бесчисленных индивидуальных обменах на рынке, и является основой роста эффективности современной экономики. Так считает либертарианство.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments