Несколько установленных фактов.
Представители самых различных культур строят сходные в своей основе классификации живых существ.
Локальная культура обычно различает около 600 видов растений и чуть меньше – животных.
Способность различать виды не связана с необходимостью употребления в пищу или иными полезными качествами. Народные классификации всегда избыточны в этом смысле.
Единица классификации – не вид в современном понимании. Многие «виды» н.т. – роды, семейства, классы. Критерий скрещиваемости и плодовитого потомства – не важен (иногда учитывается, но считается второстепенным). Критерий обычно – приметные особенности строения.
Самый верхний уровень н.т. – растения и животные. Их различают все культуры, не исключая ничему не учившихся малолетних европейцев.
Иерархия таксонов н.т. несколько подобна научной таксономии в том смысле, что наряду с классами, включающими много элементарных единиц («видов»), есть и классы, включающие один элемент.
Классификации живых существ отличаются от народных классификаций артефактов (результатов деятельности человека). В классификациях живых все единицы являются полностью взаимоисключающими, четко разграниченными. Переходные формы рассматриваются как отдельные группы, занимающие промежуточное положение между большими классами. Классификации артефактов принципиально противоречивы – в том смысле, что единицы и классы пересекаются, признаются альтернативные возможности группировки, чего нет в классификациях живых существ. (Отсюда: с точки зрения народных таксономий, построение классификации как многовариантной гипотезы – т.е. отрицание Естественной Системы – есть сближение живых существ с артефактами). Правила классификации артефактов могут распространяться на вовлеченные в хозяйство живые организмы. Классификации артефактов функциональны.
Переход от народной таксономии к книжно-научной в Европе произошел между концов 16-го в. и началом 18-го. От Чезальпино (1519-1603) до Жозефа Питтона де Турнефора (1656-1708).
Напоминание о классификации наук. В те времена не было биологии, и многие ныне привычные различения выглядели совсем иначе. В частности. сегодня нет названия для двух групп естественных наук – физики и химии с одной стороны и геологии, географии, биологии и т.д. – с другой. Тогда зоология, ботаника и минералогия вместе назывались «естественной историей». То, чем занимался Ньютон, называлось «натуральной философией». Это были разные по предмету и методу подразделения наук. Естественная история склонялась к описанию и определению – согласно принципам логики, натуральная философия искала общие принципы функционирования.
Автор опирается на работы школы C. Atran (Cognitive foundations of natural history: towards an anthropology of science, 1990)