Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

1856 г.

«Как рыцарь был первообраз мира феодального, так купец стал первообразом нового мира: господа заменились хозяевами. Купец сам по себе – лицо стертое, промежуточное…
Рыцарь был больше чем он сам, больше лицо, и берег, как понимал, свое достоинство… в мещанине личность прячется и не выступает, потому что она не главное, главное – товар, дело, вещь, главное – собственность.

Купец – человек мира, а не войны, упорно и настойчиво отстаивающий свои права… Его предки, держа шляпу и кланяясь в пояс, обсчитывали рыцаря; качая головой и вздыхая, говорили они соседям о своей бедности, а между тем потихоньку зарывали деньги в землю. Все это естественно перешло в кровь и мозг потомства, сделалось физиологическим признаком особого вида людского, называемого средним состоянием.
…Под влиянием мещанства все переменилось в Европе. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы – нравами чинными, вежливость – чопорностью, гордость – обидчивостью, парки – огородами, дворцы – гостиницами…
Прежние, устарелые, но последовательные понятия об отношениях между людьми были потрясены, но нового сознания настоящих отношений между людьми не было раскрыто. Хаотический этот простор особенно способствовал развитию всех мелких и дурных сторон мещанства под всемогущим влиянием ничем не обузданного стяжания…
Вся нравственность свелась на то, что неимущий должен всеми средствами приобретать, а имущий – хранить и увеличивать свою собственность… Человек de facto сделался принадлежностью собственности, жизнь свелась на постоянную борьбу из-за денег…
Все партии и оттенки мало-помалу разделились в мире мещанском на два главные стана: с одной стороны, мещане собственники, упорно отказывающиеся поступиться своими монополиями, с другой – неимущие мещане, которые хотят вырвать из их рук их достояние, но не имеют силы, то есть, с одной стороны, скупость, с другой – зависть. Так как действительно нравственного начала во всем этом нет, то и место лица в той или другой стороне определяется внешними условиями состояния, общественного положения.

Его евангелие коротко: наживайся, умножай свой доход, как песок морской, пользуйся и злоупотребляй своим денежным и нравственным капиталом не разоряясь, и ты сыто и почетно достигнешь долголетия, женишь своих детей и оставишь по себе хорошую память…
Из протестантизма сделали они свою религию – религию, примирявшую совесть христианина с занятием ростовщика…»
Герцен, 1956, Былое и думы, т.5, с. 381-382, 385-386

Тут вспоминается Вебер с его открытием природы протестантизма… А меня к этому отрывку привели ассоциации из вот этих реплик
http://ivanov-petrov.livejournal.com/321402.html?thread=8313978#t8313978
http://ivanov-petrov.livejournal.com/321402.html?thread=8304762#t8304762
Tags: books2, history2, sociology2
Subscribe

  • Похожие лица

    Интересно, когда "одно лицо". Проходят века, а вот же он... Эдмунд Шклярский Победоносцев Шклярский, конечно, католик... Но это даже…

  • Тормоз

    Мне представляется, что можно отметить характерную деталь поведения, которой еще сравнительно недавно не было (как массовой, обычной). Ее удобнее…

  • Демоны

    Вспомнилось рассуждение Платона о целом. Он говорит: глаз - не лицо, и щеки - не лицо, и рот, и уши - все это не лицо. Лицо возникает только при их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Похожие лица

    Интересно, когда "одно лицо". Проходят века, а вот же он... Эдмунд Шклярский Победоносцев Шклярский, конечно, католик... Но это даже…

  • Тормоз

    Мне представляется, что можно отметить характерную деталь поведения, которой еще сравнительно недавно не было (как массовой, обычной). Ее удобнее…

  • Демоны

    Вспомнилось рассуждение Платона о целом. Он говорит: глаз - не лицо, и щеки - не лицо, и рот, и уши - все это не лицо. Лицо возникает только при их…