Вот так говорили эти страдающие. Что скажу три раза – тому верь, а что два раза повторю – к сведению прими. И в точности так они говорили, потому что вся правда об этом написана в «Золотом сказании». И в этой книге в точности так и написано – а раз там так написано, то отчего же и не сказать, что именно так они и говорили? И вот что произошло дальше:
«Когда они так доложили, государь соизволил согласиться. Они вошли. Впереди бы Аргасун-хурчи. Государь не проронил ни слова. Богорчи и Мухули тоже не проронили ни слова. Тогда Аргасун-хурчи сам стал докладывать: «Говорят, когда на щебечущую птицу, поющую на семидесяти языках, бросится ястреб с раскинутыми крылами, она не сможет даже крикнуть «джан». Когда мой влыдка, посланный судьбой, строго допрашивает меня, я не могу вымолвить своё «джан». С десятилетнего возраста я был хранителем твоего золотого хура. Я изучал твои мудрые изречения. Но я не был замечен в плохих помыслах. Да, я напился водки. Напившись водки, в пьяном виде взял я твой хур, но ничего дурного я не замышлял. С двадцати лет я являюсь хранителем твоего святого хура и изучаю твои мудрые шутки. Но я не был замечен ни в каком дурном поступке. Да, я напился водки. Выпив водки, взял твой святой хур, но никаких дурных намерений у меня не было.»
Вот так кратко говорил Аргасун-хурчи. Все молчали, и потому ему пришлось говорить. Он выпил водки, и говорить ему было трудно – но что же делать, раз все молчали? Пришлось говорить. Я вот тоже, когда приходится объяснять начальству, не могу иной раз вставить своё «джан». А что делать? Лучше, когда приходится говорить, хоть и выпив водки, чем когда тебя убивают, не дав сказать даже слова. Первое трудно, но всё же лучше, чем второе. Это понятно. И потому сказание продолжается:
«Когда он всё это сказал, государь выслушал и соизволил повелеть: «Ты хорошо сказал, мой Аргасун-хурчи! Ты хорошо пошутил, мой Аргасун-хурчи!» Он не стал казнить его и обнародовал свой указ.»
Вот так и закончилась на этот раз история Аргасун-хурчи. А могла бы и иначе, если бы не честные друзья. Но брать чужую гитару он больше не будет. Никогда. Ну, конечно, если не выпьет водки. А это уже совсем другое дело, каждый знает. А кто не знает – я объясню. «Золотое сказание» - это монгольская такая история. Написана она была в 17-м веке. А тогда еще не врали, как сегодня – тогда врали совсем иначе, что и можно увидеть, если прочитать книги 17-го века. А иначе это практически никак увидеть нельзя. А прочитать легко – издали в 2005 году, в серии «Сфера Евразии», эту отличную штуку – «История в трудах ученых лам». Там три истории монгольских, 17,19,20 веков – и все на один мотив. Хорошие шутки.