Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Уразумел своим светлым умом? Или Чингизу бог послал стаканчик водки

Меня всегда радует, когда люди правильно говорят. Но сейчас люди редко говорят правильно. Они коверкают речь и пытаются сказать так, чтобы было непонятно. Но гораздо лучше, когда сказано понятно, чем когда непонятно. И об этом есть история – про Чингиза, то есть про государя Богдо, как его называют в «Золотом сказании».

Как пишут в этой истории, «По повелению верховного Хормуста-тэнгри, согласно прежним добродетельным поступкам, государю Богдо была пожалована драгоценная яшмовая чаша с питьем рашияной [божественный напиток, нектар, сома и проч.]. Когда устрашающий владыка Богдо принял чашу и стал пить, то его четверо младших братьев сказали: «Разве не полагается старшему десять, а младшим – четыре? После того как выпьешь много, то малую часть соизволь пожаловать нам. Уразумел своим светлым умом?»

Вот. Вот именно так и надо почтительно обращаться к собеседнику. Четко, прямо, по делу и не обидно. И на такую речь, конечно, следует прямой ответ, о котором и говорится дальше

«Владыка Богдо соизволил ответить младшим братьям так: «Ранее по воле могущественного Будды мне была пожалована яшмовая печать из страны драконов, которую я держал в правой руке, когда родился. Вот теперь снова верховный Хормуста-тэнгри мне пожаловал яшмовую чашу, наполненную напитком рашияной. Согласно этому, я – владыка, посланный судьбой. Но если вы хотите пить, то пейте. Берите». С этими словами он отдал им чашу.»

Кто не понял монгольского – Чингиз сказал: пейте, только не обляпайтесь, о братья. И что же произошло? Нетрудно представить:

«Четверо его братьев взяли чашу и стали пить. В рот питье попадало, а в горло не проходило.»

Закашлялись братья. Вроде того. И в самом деле – как тут не поперхнуться? Знак такой. Социальный.

«После этого четверо братьев сказали государю: «Ты – государь по воле судьбы. Мы не имеем такой судьбы. Мы спорили неправильно. Соблаговоли назначить нас нойонами по сбору дани с поселений. А ты, владыка, пей». Почтительно преклонив колени, они отдали государю чашу. Государь взял ее и, немного опьянев от рашияны, изволил сказать: «Раньше, когда я родился по воле Будды, мне была пожалована яшмовая печать хана драконов. Теперь же мне ниспослана могущественным Хормуста-тэнгри яшмовая чаша с водкой-рашияной. Я являюсь государем, посланным Небом. Теперь же отправляемся в поход на Тангутское государство.» Вот так он изволил сказать»

И лучше не скажешь. Если опьянеешь, многое другое можешь сказать, а лучше – нет. Ну что, уразумели своим светлым умом? Вот откуда пришел к Крылову сюжет вороны и лисицы. Только, конечно, снижен. Испорчен и сведен к сыру вместо водки, да и ворона там неправильно ведет себя, да и не в силе она… А так бы сказала – пей, лиса, пей – и посмотрела… В общем, вывод такой: ворона – это не государь Богдо. А могла бы, могла б… Ей бы водки-рашияны – и все дела.
Tags: history6, myth
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments