Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Свобода против демократии

Почитывая книгу Фарида Закарии «Будущее свободы», обнаружил знаменательные рассуждения. В последних постах мы слегка схватились – насчет того, является ли экономическая демократия плутократией в политике, не приходит ли на смену власти производства (план) власть потребления (рынок), какое влияние это имеет на культуру… Может быть, мнения Закарии окажутся в кассу.

«Ныне люди по большей части существуют в качестве потребителей; именно это определяет их власть, поэтому коммерциализация стала оборотной стороной демократизации. Двойственная природа демократизации – наделение людей властью как граждан и как потребителей – позволяет объяснить, почему мало кто осмеливается критиковать происходящую в обществе трансформацию. С позиции левых, трудно осуждать культуру среднего человека. Правые не могут признать, что капитализм способен привести к дурным последствиям – даже в сфере культуры. И те, и другие не хотят согласиться с тем, что… люди могут сделать неправильный выбор».

Аристотель, которого поминают все больше как открывателя логики, писал что-то об охлократиии… У него это было названием типа правления, а стало ругательством. Правда, он относил охлократию к искаженным стилям правления – как, впрочем, и демократию. А про рынок он ничего путного не говорил – ну что взять с бедного грека.

Потом Закария говорит об элитах – они в обществе массовой демократии стали неустойчивыми. Казалось бы, как здорово – они теперь выборные и сменяемые, чуть не одноразовые. Но вот незадача – Закарии видится, что эти элиты, пользуясь как раз демократическими процедурами, взывают к не лучшим качествам «среднего человека»; мнится Закарии, что общество в своей нравственности ориентируется на элиты, и раньше, в неприятные недемократичные времена, элиты были поприличнее, а теперь они такие же как мы, и ориентироваться на них легко и приятно; и от похожести на нас элиты вместо многоумных решений хапают весьма примитивным образом. Пишет это Закария о США.

«Ирония ситуации в том, что прежние элиты гораздо точнее представляли мнение всей страны, нежели сегодняшние профессиональные активисты».

Автор предисловия к Закарии, Иноземцев (фамилии у них такие), вообще подслушал наши попозавчерашние дискуссии в ЖЖ и встрял:

«Экономический либерализм породил не столько либеральную, сколько экономизированую демократию».

Тут вообще незадача – подбирается целая коллекция проблем, которые удивительным образом имеют в России одни причины, на Западе – другие, а проявляются одинаково. Например, у нас наука со культурою через плечо дохнет от бедности, а там вроде и не от бедности, но тоже дохнет. По собственным свидетельствам. Напоминает это водоворот – в каждой точке направление приложенной силы и действующая в этом смысле причина своя, а движется все вместе к одному финалу. И тутошние элиты, и тамошние элиты, и так они одинаковы в своей простоте…

И насчет этого движения разными причинами к одному финалу возникло у меня закариеобразное представление. Вот, скажем, либертарианцев взять. Они против вмешательства государства (и тем самым – демократического мнения народа) в экономику, поскольку тот народ норовит неподумавши хапнуть у себя же из кармана, отчего случаются глупости. И, значит, здоровый голос рассудка велит взять сторону либертарианцев и вместе с ними… Но тут вот какая штука. Получается еще и так, что пронизание общества экономическими манерами поведения, родной конкуренцией, отношением ко всему бесплатному как к неценному и проч. – оно к тем же глупостям ведет. То есть хоть ты за свободную экономику стой и борись, хоть против нее – все равно там будешь.

Закария по этому поводу пишет: «Сторонники рыночной свободы ошибаются, полагая, что капитализм есть нечто противоположное государству. …Действительность сложнее. …Только легитимное и эффективно функционирующее государство может создать правила и законы, заставляющие капитализм работать. …Если кто-то хочет увидеть, к чему приводит отсутствие власти, достаточно взглянуть на Африку – там ничто не напоминает рыночный рай».

У Закарии занятный пример про прямую демократию (Калифорния 1990-х), про религию в современной Америке. И еще хороша цитата:

«Проблемы будут усугубляться, поскольку люди в конечном счете станут отождествлять демократию с тем, во что она превратилась: в систему, теоретически открытую для всех, но на практике управляемую организованным меньшинством богачей или фанатиков, приносящих наше будущее в жертву своим сиюминутным интересам.»

Мне кажется, что такая непростая картина говорит о том, что одного тезиса о свободной экономике и освобождении ее от влияний государства – мало. Не исчерпывается этим движущая сила водоворота, его закручивает не только стремление к свободной экономике, но и стремление экономики подменить собой власть и культуру. И ежели, предположим, завтра все на свете проснутся убежденными либертарианцами, общество соответственно исправят и заживут припеваючи – в лучшем случае оттого скорость нашего проваливания лишь слегка замедлится, но проваливаться мы будем туда же – хоть с экономикой свободной, хоть с какой.

Вот и со свободой та же штука выходит. Либертарианцы, чистейший отряд представителей экономики, в белых доспехах и со трубою, они как бы не за демократию, по крайней мере – не хотят они, чтобы народное волеизъявление что-то в экономике меняло. При этом либертарианцы – очень за свободу, так за свободу, что просто иногда за свою опасаешься. И демократы – они же тоже за свободу. И либералы за свободу. Консерваторы – на что уж взять – и они за свободу! И вообще все за свободу, и общества у нас – что те же Штаты взять, что Россию – исключительно к свободе развиваются. И тем не менее не все с ней почему-то в порядке. Что в тех же Штатах, что в России.

И потому кажется мне, что то, что сейчас происходит – если о свободе говорить – надо называть обществом людей, которые спят и видят в прекрасном сне, что они свободные. И спят они исключительно свободно – согласно своему добровольному выбору. И снится им, что мнения у них непредубежденные, что мышление их свободно, и что до совсем свободной свободы осталось им только своих противников победить, столь же свободных и столь же спящих…
Tags: sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments