Книга, конечно, уже старая, на французском в 1972-м… Но приятно.
Вот, скажем, мнение о медленной математизации некоторых наук:
«Такие дисциплины как гуманитарные науки или биология слишком медленно математизировались не потому, что, как часто считается, объект слишком сложен (все в природе сложно), а вследствие того, что качественная эмпирическая дедукция и без того была достаточной для возможностей предвидения и опыта»
Защищая качественный подход:
«И сейчас, в 1968 году, у нас не меньше причин удивляться падению ньютонова яблока, чем их было у Ньютона. Шаманство или геометрия – такова дилемма, перед которой стоит всякая попытка научного объяснения [Шаманством Тома называет количественный подход Ньютона и «современных физиков»]. С этой точки зрения, умы, стремящиеся к пониманию, никогда не будут испытывать к качественным и описательным теориям, от досократиков до Декарта, неприязни, свойственной сторонникам чисто количественного подхода».
Об информации – под впечатлением развития молекулярной биологии:
«Там, где обычно говорят об информации, следовало бы употреблять слово «форма». Мера информации – как, впрочем, и термодинамические величины энергии и энтропии – должна поддаваться геометрической интерпретации как топологическая сложность формы… Информация может содержаться в любой геометрической форме. Скалярной мерой количественной информации является топологическая сложность формы носителя информации.»
«Основная проблема биологии является топологической, поскольку топология это как раз та математическая дисциплина, которая позволяет переходить от локального к глобальному. Радикализуя этот тезис, можно считать все биологические явления проявлениями некоторой геометрической сущности, которую можно было бы назвать жизненным полем»
«…Прогресс в молекулярной биологии… не должен заслонять тот факт, что к проблеме структурной устойчивости пространственной структуры живых существ… до сих пор еще не подступались. …Геометрический и пространственный аспект биохимических реакций находится полностью вне поля зрения биохимии…. Чем глубже мы спускаемся к бесконечно малому, тем вещи становятся сложнее, и исследователю открывается совершенно новая вселенная, однако в огромном множестве этих явлений невозможно как следует различить факторы, имеющие значение для макроскпической организации.»