Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Конфуций - де Тревиль

http://groovy-merchant.livejournal.com/4851.html

groovy_merchant
Возьмем, к примеру, Цзылу, конфуциевого ученика, Дунфан Шо на него первого ссылается. Это был не просто студент. Он был хулиган и пройдоха, который поначалу задирал Конфуция и вообще срывал учебный процесс. Потом, впрочем, перековался и учитель им страшно гордился. Теперь, нам нужно представить себе всю эту картину. Обучение тогда стоило дорого, а Конфуций не был из тех, кто работал за медные деньги. Зачем верзила Цзылу эти деньги платил? И если платил, то отчего задирался поначалу?

Потому что Конфуций вовсе не был старым морализатором, как нам сейчас представляется. Папа Конфуция, это следует из недвусмысленного пассажа в Лицзи (но не в биографии у Сыма Цяня), был профессиональный воин, а сам совершенномудрый был еще в юности обучен всяким военным хитростям и был, кстати говоря, очень силен и прекрасно владел оружием. Да и то сказать, что входило в состав конфуциевых дбродетелей, как не умение управлять колесницей или садить без промаха из лука?

Конфуций преподавал то, что можно назвать воинской этикой и Цзылу, пофессиональный вояка, явился к нему, чтобы эту науку одолеть. Он, между всем прочим, усвоил ее очень хорошо. Такие люди впоследствии становились гвардией у правителей. Всяких князьков тогда хватало, это ведь было как раз время Брани Царств, и успех, а часто и жизнь каждого такого полевого командира прямо зависела от умений и лояльности дружины. И ни от чего другого.

ivanov_petrov
Надо же, я умудился никогда не слышать такую трактовку Конфуция. Сын воина, сам воин - ставший наставником по воинской этике...

groovy_merchant
Да, мыслишка маргинальная. И упрощеная, конечно. Конфуция нельзя свести к воззрениям тренера по боксу, он немного другой. Зато понятно из какой среды он вышел. Это вроде варягов или там тюрков, такая корпорация была. Самураи, мне кажется, их далекое эхо.

ivanov_petrov
Неистовый Вате - помните? Седой наставник героев.

groovy_merchant
Де Тревиль. Его нужно бы сравнить с де Тревилем...

ivanov_petrov
Тревиль? Мне казалось, Вате (которого, кажется, сближают и с Вотаном) - как образ, уходящий в глубокую древность, лучше подходит - Тревиль слишком "современен". Но и Тревиль, конечно - воин, ставший царедворцем, но оставшийся хранителем чести.

groovy_merchant
Так и фокус-то в том, что Конфуций страстно хотел стать чиновником. Карьера у него не задалась, это верно. Забавно, кстати, понять почему - его ученики службой обижены не были. В любом случае, Конфуций обладает очень резкими, в фотографическом смысле, чертами, в его образе нет эпической дымки. Хотя, конечно, 25 веков традиции водворили его в иконостас.

Если бы я был циничнее, я бы вовсе вспомнил того сухого полковника из Рембо, который все уговаривал полисменов: "Он лучший, это я его воспитывал."

groovy_merchant
Конфуций другой совсем. Китайский странствующий рыцарь это такой человек, для которого существует единственно честь. В идеале, конечно. И вот, Конфуций, если совсем упрощенно, говорит об этой системе ценностей и способах ее воспитания. Все эти "человеколюбия" и "сыновние почтительности" имеют, кажется, жесткую практическую привязку к этическому кодексу странствующих вояк. (Ну и переводится должны по-другому.) Немцы же вроде по-другому жили...

ivanov_petrov
Да, интересно было бы поглядеть на переводы - хоть кусочков - сделанных из такого понимания. Звучало бы, наверное, непривычно - а может, взгляд и с этой стороны тоже помог бы больше понять.

groovy_merchant
Я как-то пытаюсь что-то цельное прочесть с этой точки зрения. Ну, не обязательно Конфуция, на самом деле, он же не один такой был... э-э-э... авторитетный. Вот у Моцзы, к примеру, было целое воинское подразделение из учеников. Они были странствующими рыцарями и, уж не упомню повода, после какой-то оплошности совершили ритуальное самоубийство, дескать, из-за нарушения какого-то этического табу.

Первые "философы" в Китае все как один происходят из одной социальной группы - вот этих самых условных рыцарей - и рассматривать их легче всего именно как группу, потерявшую или переросшую численно свою социальную нишу.

Причем это только один аспект. Второй, более для меня интересный, состоит в том, что эта консорция очень долго себя воспроизводила. Я ясно вижу ее следы еще в Тан, т.е. до 10 в. А может и позже, здесь плохо знаю литературу.
Tags: history6, literature
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments