Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Должок

asafich - задолжал ему Щедровицкого о типах представления знания... соотношение "штуки и мира"

Щедровицкий ("Человек как предмет исследований" - в Избранные труды, М., 1995, - это кусок из статьи Система педагогических исследований в "Педагогика и логика", 1968 г.)

выделяет 5 осн. схем, по которым строятяс в науке модели человека

1. субъект с окружающими его объектами. Те и другой вводятся независимо друг от друга, характеризуются по признакам, но безотносительно к их взаимодействию. Обращаю внимание: неизвестно кем характеризуются и вводятся. Щ. утверждает. что яркий пример схемы - у пиаже

2. Взаимодействие организма со средой. Части неравноправны: субъект первичен, среда вторична, - поскольку она есть то. что значимо для организма (от себя: вспомни Укскюля). Щ.: по сути это значит. что среда входит в структуру организма.

3. Действия субъекта-деятеля по отношению к окружающим его объектам. Щ.: здесь нет отношения, ва есть один сложный объект. Объекты всключаются в схемы (структуры) самих действий. Обычно эту штуку используют, чтобы описать преобразования объектов - действием.

4. Взаимоотношения свободного партнерства одного субъекта-личности с другим. Вариант взаимоотношения с объектом, когда объект является субъектом. Т.е. каждый вводится независимо, потом смотрят, что склалось. По мнению Щ., используют в социологии и психологии малых групп.

5. Участие человека в качестве органа в функционировании системы, элементом которой он является. Здесь единственный объект - структура системы, элемент вводится вторично.
Tags: science3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments