Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (15)

Хайек и Кейнс, два (наверное) самых знаменитых экономических мыслителя современности, с большим удовлетворением указывают, что вся экономическая жизнь человечества, в сущности, направляется мыслями и идеями ученых. Основное значение, которое Хайек и Кейнс придают этой мысли, состоит в противодействии «приземленным практикам», которые ведут дела и слышать не хотят ни о каких идеях. Это им Хайек и Кейнс говорят: и тем не менее все, что вы делаете, есть работа идей, только вы их не замечаете, потому что привыкли называть их «здравым смыслом». Такова суть, которую хотят выразить Хайек и Кейнс словами о роли идей в современной экономической жизни.

Однако мы можем обратить внимание на иной оттенок этой мысли. Да, экономическая жизнь движется и живет идеями. А что это за идеи? Давайте вспомним, как обстояло дело раньше, в другие эпохи развития человечества. В Средние века крестьянством тоже управляли идеи. Жизнь крестьянина, в том числе экономическая ее составляющая, определялась идеями - но, конечно, не идеями экономической науки. Это были христианские идеи, частично смешанные со старинными, традиционными языческими представлениями. Эта совокупность идей создавала духовный мир крестьянина, и этот духовный мир определял смысл и цель его существования. Точно так же мы можем разыскать идейные основы иных общественных групп, выделенных по их отношению к хозяйственной деятельности. Всякий раз мы будем обнаруживать богатый, древний пласт идей, в котором люди могут жить, так что их жизнь имеет смысл, их работа оправдана, включена в мироздание.

Это очень важный момент. Во всех экономических учебниках, разъясняющих, что такое труд в экономическом смысле, приводится следующий пример. Человек может выполнять весьма значительную и тяжелую работу - в поте лица лазить по горам, долго и утомительно ездить на автомобиле, писать книгу в течение многих месяцев, - и это не будет трудом в экономическом смысле. Шофер такси работает, а гонщик-любитель развлекается; журналист работает, а писатель (любитель) пишет помимо основной работы. Труд определяется не теми физическими или умственными движениями, которые выполняет трудящийся, а системой общественных отношений, в которые включена трудовая деятельность.

Работа любого объема и тяжести может считаться развлечением; человек, который обладает широкими идеями и работает внутри того пласта идей, делающих его мир осмысленным, ощущает свою жизнь иначе, чем человек, для которого труд - бессмысленная нагрузка, потерянное время жизни. Такой труд появился в значительном количестве в Новое время, с ростом разделения труда.

Итак, можно спросить: какие идеи теперь управляют экономической жизнью, сколько бы она ни считала себя «практической»? Ведущие экономисты дают ответ на этот вопрос. Это идеи экономики как науки. Если мы будем смотреть, что движет современную хозяйственную жизнь, что дает ей импульсы к развитию, мы увидим, что это - научные в своем истоке идеи - о норме прибыли, о роли денежного обращения и расширении производства, о соотношении спроса и предложения, о том, как складывается заработная плата работника, о скорости оборота капитала, об основных и оборотных фондах. Люди совершают некое хозяйственное действие, «потому что» капитал должен оборачиваться как можно быстрее, норма прибыли должна быть максимальной, основные фонды следует обновлять и т.д.

Ранее хозяйственная жизнь была объединена с духовной, с культурной. С разделением труда «автоматическая» связь порвалась. Нужна новая сознательная связь, чтоб сделать труд осмысленным. В XIX-начале ХХ вв. научное, экономическое мировоззрение стало мировоззрением пролетариата. Итог - история ХХ века. Сейчас такое мировоззрение захватило все слои, в том числе средние классы, предпринимателей, интеллектуалов. А ведь наука говорит только о средствах, а кто же тогда ставит цели?

Раньше была определенная сторона жизни, помимо чисто мыслительной, которая ставила цели. Теперь вся жизнь определяется во все большей мере мыслительной составляющей.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments