Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

мир, Я, вина и ответственность

Roth в своей работе решает проблему существования Я. Его посылки - как профессионального нейробиолога: мир есть конструкция мозга; мозг бывает реальный - который действительность и конструирует, и действительный - это тот конструкт мозга, который представляет чей-то реальный мозг. В мире существует Я, это - тоже конструкция. Что Я не существует, это есть идея или конструкт, говорили Юм и Кант. Психиатры имеют дело с пациентами, у которых имеется несколько Я. Действительность не является конструкцией Я, потому что само Я есть конструкция. Конструирование действительности осуществляется в зависимости от филогенеза, онтогенеза и всяких там социальных отношений. "Я представляет собой образование, которое возникает в процессе развития мозга и формирования его опытного мира... Сказанное имеет далеко идущие последствия в отношении вопроса, какой же все-таки инстанции внутри нас следует приписывать эту "вину". ... Самой тщательной дискуссии должен быть подвергнут вопрос о том, существует ли. и если да, то в какой степени, различие между наказанием-искуплением и наказанием-воспитанием, наказывать ли я как конструкт или мозг и его организм - как автономную систему." (Roth 1997 Das Gehirn und seine Wirklichkeit. Kognitive Neurobiologie und ihre philosophischen.)

Дальше Рот говорит, что надо отказаться от идеи о Я как авторе действий, но этот отказ неизбежен - вся действительность сконструирована, куда ж тут... Насчет духа: строгий параллелизм, редукция духа к состояниям мозга не является ни логически необходимой, ни эмпирически осуществимой. "Дух должен рассматриваться в качестве физического состояния, он вообще не должен быть редуцируем к нейрональным состояниям". Почему так - с позиции автора - понятно: различие между духом и мозгом - это различие в пределах действительности. Все эти самые нейрональные состояния, к которым якобы можно редуцировать - это конструкты, как и дух. Ну и один не сводится к другому, ничего полезного при попытках не возникнет. То есть дух порождает реальный мозг, а редукция возможна только к действительному мозгу (ничего реального мы познать не можем, как утверждает радикальный конструктивист).

Итак, реальность - это всего лишь допущение интеллектуально-честного конструктивиста. Зачем же он его делает? Причины великолепны. 1) чтобы остановить дурную бесконечность рефлексии. Иначе же придется думать, что мозг конструирует теорию мозга, тот - свою теорию мозга и так далее. 2) чтобы не считать наш опыт произвольной фантазией.
Tags: ethics, ethnography, philosophy2, psychology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments