Что видят узники? Они сидят спиною к ширмам и видят только тени тех мертвых фигур, которые несут спрятанные ширмами люди. Ибо огонь освещает их сзади, и они отражаются на стене перед узниками. И, разговаривая друг с другом, не будут ли узники принимать видимые тени за действительные вещи? И если в темнице, Прямо против них, будет откликаться эхо, то не будут ли узники думать, что говорят проходящие тени?
Представь себе теперь, что кто-либо их этих узников был вдруг освобожден от оков, встал, начал поворачивать шею, ходить и смотреть вверх на свет. Он почувствует боль в глазах; ослепленный ярким блеском огня, он не будет в состоянии взирать на те предметы, тени которых он видел. И если бы кто стал ему говорить, что прежде он видел лишь мнимые призраки, а теперь, обратившись к сущему и действительному, видит как следует, мог бы он узнавать проходящие предметы, и не считал ли бы он, что виденные прежде тени — истиннее, чем то, что он видит теперь?.. И если бы его продолжали тащить насильно по утесистому и крутому всходу к солнечному свету, — он бы страдал и досадовал на влекущего и, вышед из подземелья, не мог бы даже видеть предметы, ибо свет солнечный был бы невыносим для него."
Платон, Государство
«Если бы существовали люди, которые всегда жили бы под землей в хороших пышных покоях, украшенных изваяниями и картинами и снабженных всем тем, что находится в изобилии у людей, почитаемых счастливыми, и, однако, никогда не выходили бы на земную поверхность, они только понаслышке знали бы о существовании божества и божественной силы. Если бы затем когда-нибудь разверзлись земные недра и они могли вырваться и выйти из своих потаенных жилищ в те места, которые мы населяем, и внезапно увидели землю, моря и небо, постигли величину облаков и силу ветров, узрели и постигли солнце, его величину и красоту и действенность, узнав, что оно порождает день, разливая свет по всему небу, а когда ночь омрачает землю, они созерцали бы небо, целиком усеянное и украшенное звездами, и переменчивость света луны, то возрастающей, то убывающей, и восход и закат всех светил, и вовеки размеренный бег их, если бы они все это увидели, то, конечно, признали бы, что существуют боги и что эти столь великие творения – дело богов.»
Аристотель, О философии, - цитировано у Цицерона, О природе богов.
Платон говорит, что человек не поверит, что видит лишь тени. И богов можно увидеть, когда исчезнут тени, то есть чувственно воспринимаемый мир. Аристотель говорит, что непредвзятое наблюдение нашего обычного мира должно привести к понимаю дела богов. О том, как выбирают между концепциями и мирами, мне уже давно рассказал мой кот http://ivanov-petrov.livejournal.com/16379.html