Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (17)

В цены заложены все издержки за то время, которое должно пройти, пока будет куплена следующая единица товара. То есть рыночная цена включает плату за риск: точно определить это время нет возможности, приходится экстраполировать с массой неизвестных, и неопределенность (риск) резко повышается при увеличении времени «оборота». Поэтому чем выше хаотичность и непредсказуемость рыночных условий, тем, при прочих равных, выше цена единицы товара, в которую входит «цена неустойчивости». Поэтому снизить цену можно, не только снижая издержки производства, но и уменьшая неустойчивость хозяйственной жизни в целом.

Цены не минимальны, а это значит, что рыночное хозяйство далеко от оптимального. Есть ли возможность приблизить эту хозяйственную систему к оптимальному состоянию? Такую возможность дает частная, локальная ассоциация всех хозяйственных субъектов, вовлеченных в данную ситуацию - покупателей, продавцов, производителей. Они могут, договариваясь между собой, передать друг другу дополнительную информацию и уменьшить неопределенность хозяйственного процесса, уменьшить «шум» в канале передачи. Отсюда уменьшается риск, связанный с ведением хозяйства, оно может быть выстроено более оптимальным способом. Это не «магическая» оптимальность, речь не о благих пожеланиях - если б люди были добры, если б они всегда поступали морально... Речь идет о информации, которую сообщили друг другу партнеры по ассоциации, в дополнение к той информации, которую дают цены рынка.

Пусть будет такой пример: ассоциация покупателей некого магазина. Цены в магазине включают цену риска - того, что купленный товар не разойдется в определенный срок, его покупка окажется убыточной. Покупатели могут сообщить продавцу свои желания и зафиксировать номенклатуру и объем нескольких продуктов, который они наверняка раскупят. Например. сказать, какого сорта яблоки они собираются покупать в ближайший месяц. Это снижает неопределенность ситуации и продавец может снизить цену на продукты в своем магазине для покупателей, входящих в ассоциацию. Такие ассоциации уже существуют - скажем, книжные клубы, где членам клуба товар продается со скидкой.

Подчеркну – как мне кажется, речь идет не о «сговоре», не о соглашении нескольких производителей товара отпускать его по некой цене. Эта ситуация принципиально неустойчива, поскольку производители (и потребители) не являются целостным сегментом рынка. Речь о договоре производителей и потребителей некого товара, и здесь ситуация совсем иная. Собственно, ничего нового тут конечно нет – обычная подписка на еще не вышедшую из печати книгу является средством получения такой «дополнительной» информации и результатом договора производителей и потребителей. Речь не о том, что это новое и небывалое. Когда-то самые обычные теперь в экономике вещи занимали в ней незаметное, периферийное положение. А сейчас эти формы, существующие давно, тоже можно рассматривать как занимающие периферийное положение, не определяющие общее положение в экономике – но они могут приобрести совсем иное значение, будучи более распространенными и признанными.

Принцип такого объединения: потребители, коммерсанты, промышленники все вместе входят в ассоциации, - ведь они не конкуренты. Высказывая свои интересы, они объединяются некоторый полный (целостный) хозяйственный организм. Его можно назвать полным, поскольку частичные объединения - покупателей, фирм-производителей и т.д. - выступают с частными интересами, а «полные» объединения (ассоциации) могут действительно выступать как самостоятельные хозяйственные организмы, уменьшая степень неопределенности в развитии экономики.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments