Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Переполюсовка понятий

Встречается чаще, чем кажется. Всего пара примеров. Один - понятие простого. Очень долго простым считалось то, что ближе к познающему субъекту, к человеку, а сложным - удаленное от него. Понять другого человека в этом смысле просто, а понять, скажем, растение - сложно.

Другой пример касается возраста структур. Часто встречается ситуация стадийного развития. Вот есть головной и спинной мозг, причем есть основания считать, что головной мозг проходил стадию спинного. Вот есть лепестки растений, которые "были" листьями. Вот мы наблюдаем группы людей с разным социальным устройством, которые существуют одновременно, но одни люди живут в более развитом обществе, другие - в обществе более примитивном, мы о нем говорим, что из этого примитивного устройства развилось более современное общество.

Логика рассуждения сейчас - примитивная стадия более древняя, она была раньше, а более развитое состояние возникло позже, оно менее древнее. До переполюсовки понятий ситуация читалась иначе. Логика была следующей. Мы видим два объекта, первый несет следы прохождения двух стадий, второй - одной, первой стадии. К настоящему времени первый объект прошел в развитии две стадии. второй - только одну, первую. Первый объект старше второго, он более древний.

Современная логика выделяет абстрактные единицы-стадии, и заключение о возрасте касается стадии, кроме того, делается акцент на постулируемом однократном происхождении "всего" и задержках развития. То есть говорится, что мир был создан однократно и очень давно, и с тех пор разные объекты развивались, но некоторые останавливаются в развитии, дают нам слепок старого состояния в неизменности. Поэтому удается говорить, что недоразвившиеся объекты старше развившихся. Прежняя логика с большим сомнением относилась к остановкам в развитии и легче принимала множественность ситуаций "начала".

Последние следы этой прежней логики представления о новом и старом можно найти в конце 18-начале 19 века. Еще у Ламарка картина эволюции дается так. Множество форм начинают эволюционировать и развиваются все дальше, причем некоторые формы вымирают. Затем наступает новое творение, появляется новое множество форм - которые начинают опять с начала и это по типу те же самые формы. То есть вторая волна "таких же" форм начинает развиваться вослед первой, заполняя лакуны в тех местах, где первые формы вымерли. Затем идет следующая волна форм и следующая - все по одним и тем же траекториям развития формы.

Ранее эта же картина была у Лейбница с его миром монад. Монады принципиально одинаковы и отличаются лишь уровнем развития=просветленности, более просветленные монады старше более примитивных - они когда-то были примитивными и успели развиться до более высокой стадии.

Пожалуй, переполюсовка логики в отношении понятия возраста приходится на 19 век - то есть началась она раньше, но оформлена окончательным образом была относительно живых форм Дарвином и Геккелем. Если в прежней логике обращали внимание на целый объект - и, найдя в его строении следы развития прежних стадий, заключали, что объект несет следы более длинной истории и потому старше, то с времени переполюсовки стали смотреть на абстрактное качество даты, момента происхождения - объект, несущий более примитивные черты, стал полагаться более древним.

Именно тогда произошло изменение взглядов на соотношение человека и обезьяны. Согласно прежнему воззрению, человек сходен с обезьяной но "продолжил развиваться дальше", следовательно, человек древнее. К этой логике относится утверждение, что человек - "предок" всего животного царства и в этом смысле - предок и обезьяны. Согласно новой логике, по тем же самым основаниям (человек несет в себе следы более ранней животной стадии) следует считать человека более молодым - и родилась концепция происхождения человека от обезьяны. То есть разница в логике построения преемственности и понимания понятия "возраст" - факты в обоих типах концепций примерно те же. Но, поскольку старый способ образования понятий не используется уже 200 лет, разумеется, и фактическая база прежних гипотез устарела. Однако в принципе важны не приводимые в подтверждение возраста факты, а сама логика заключений.
Tags: philosophy2, psychology3, science2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments