Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Зоология и зоологическая хрестоматия (1862-65) А.П. Богданова

Это был первый русский учебник, в котором группы выстроены в восходящем порядке. До этого существовала мощная традиция, согласно которой изучались сначала более знакомые слушателю высшие животные, и затем продвигались ко все менее знакомым низшим примитивным формам. До конца XIX века держалась эта традиция в зоологии, и только с ХХ века подавляющее большинство учебников перешло на восходящий порядок, в России впервые примененный Богдановым. Аргументировал он его легкостью обучения - от простого к сложному. Сейчас этот аргумент кажется очень весомым, однако следовало бы задуматься, почему прежняя традиция была иной - и тогда станет ясно, что представление о "простом" менялось по мере того, как менялись люди и наука.

Из древности шла традиция, в которой более простым считалось близкое к познающему по природе, а сложнейшим почитались непредставимые миры насекомых и моллюсков. Именно поэтому названия анатомии животных наследуют анатомии человека. Это было движение от простого к сложному - так, как выстроена была организация понятий и как была развита понятийная деятельность у людей прежних эпох. Затем люди как бы забыли свое тело, забыли о том, что наиболее просто, и стали исходить не из опыта анатомии человека, а из придуманных схем, располагая эти схемы от более простых к более сложным. Именно это является основным аргументом Богданова в пользу нового порядка расположения биологических форм - простота изложения. Остальные критерии - это только суждения вкуса (антропоморфизм, который якобы неизбежно вытекает из противоположного порядка изложения; воззвания к логике - которая в данном вопросе ничего не решает: вопрос направления чтения ряда, когда ряд уже установлен, определяется не логикой, а целью исследования).

Перелом этой традиции наступил в Европе около 1875 г. - не в России и не в зоологии именно, а по всем наукам и всем странам, так что дата эта, как понятно, достаточно условна и дает лишь ориентир. Именно в это время понятия, работавшие в течение первых трех четвертей века и разработанные в предыдущие века, быстро сменились новыми взглядами, которые, как кажется, почти не имеют истории, но зато пышно процветают в ХХ веке. Богданов обогнал время - его "восходящий порядок" появился в 1862 г., опять же много раньше, чем такой ход мыслей стал проявляться во множестве других областей знания, и примерно на 40 лет ранее, чем восходящий порядок описания животных стал нормой в зоологическом преподавании России. Дело в том, что эти два способа преподавания развивают в ученике совсем разные душевные способности, соответственно такому развитию разное оказывается простым и разное - сложным. Перечисление событий в обратном порядке, от настоящего к прошлому, развивает память и волю, так что люди становятся более духовно крепкими, а следование за событиями в прямом порядке развивает логику и практичность, способность приспособиться к происходящему. В старом преподавании, которое существовало - в разных странах по разному, но приблизительно до 1875 года - упор делался на выработку одного типа познавательной деятельности, одного типа душевного склада людей, а потом произошел переход к другой системе образования, так что и люди стали формироваться несколько иные.
Tags: biology2, books2, history2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments