"Существующий порядок далеко не таков, каким должен быть, он основан не на разуме и праве, а, напротив, по большей части на бессмысленной случайности, слепой силе, эгоизме и насильственном подчинении. Люди практические, хотя и видят неудовлетворительность этого порядка..., но находят возможнгым и удобным применяться к нему, найти в нем свое теплое местечко и жить, как живется. Другие люди, не будучи в состоянии примириться с мировым злом, но считая его однако необходимым и вечным, должны удовольствоваться бессильным презрением к существующей действительности, или же проклинать ее a la лорд Байрон. Это очень благородные люди, но от их благородства никому ни тепло, ни холодно. Я не принадлежу ни к тому, ни к другому разряду. Сознательное убеждение в том, что настоящее состояние человечества не таково, каким должно быть, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано. ... Но самый важный вопрос: где средства? Есть, правда, люди, которым вопрос этот кажется очень простым и задача - легкою. Видя (впрочем. весьма поверхностно и узко) неудовлетворительность существующего, они думают сделать все дело, выбивая клин клином, т.е. уничтожая насилие насилием же, неправду- неправдою, кровь смывая кровью; они хотят возродить человнечество убийствами и поджогами. Это. может быть, очень хорошие люди, но весьма плохие музыканты. ... Я понимаю дело иначе. Я знаю, что всякое преобразование должно делаться извнутри - из ума и сердца человеческого. Люди управляются своими убеждениями, следовательно, нужно действовать на убеждения, убедить людей в истине. ... Дело в том, что христианство, хлотя безусловно истинное само по себе, имело дло сих пор вследствие исторических условий лишь весьма одностороннее и недостаточное выражение. За исключением только избранных умов, для большинства христианство было лишь делом простой полусознательной верыи неопределенного чувства, но ничего не говорило разуму... Вследствие этого оно было заключено в несоответствующую ему форму и загромождено всяким бессмысленным хламом. ... Предстоит задача: внести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную, безусловно, форму. ... Теперь мне ясно, как дважды два четыре, что все великое развитие западной философии и науки, по-видимому, равнодушное и часто враждебное христианству, в действительности только вырабатывало для христианства новую, достойную его форму. И когда христианство действительно убдет выражено в этой новой форме, явится в своем истинном виде, тогда само собой исчезнет то, что препятствует ему до сих пор войти во всеобщее сознание, именно его мнимое противоречие с разумом."
1873 г.