Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (19)

Причины трудностей экономики - непредсказуемость ее развития (банально, а что делать?).
Объединение экономических индивидов уменьшает непредсказуемость (страшно молвить…).
Принцип такого объединения: потребители, коммерсанты, промышленники все вместе входят в ассоциации, - ведь они не конкуренты. Высказывая свои интересы, они объединяются некоторый полный (целостный) хозяйственный организм. Его можно назвать полным, поскольку частичные объединения - покупателей, фирм-производителей и т.д. - выступают с частными интересами, а «полные» объединения (ассоциации) могут действительно выступать как самостоятельные хозяйственные организмы, уменьшая степень неопределенности в развитии экономики.

Сторонники либертарианской теории рынка утверждают, что конкуренция является стабилизирующим фактором. Помимо того, она обеспечивает прогрессивную эволюцию рынка. Идет речь о самоорганизации: рынок является самоорганизующейся системой, через систему цен управляющей своим развитием в сторону производства все лучших (эффективных, прогрессивных) и дешевых товаров. Из каких соображений следуют такие выводы? Считается, что конкуренция - это взаимодействие множества производителей однотипных товаров на рынке, где потребители стараются купить лучший товар данного класса (сходственной группы) по минимальной цене. В результате на рынке «выживают» лучшие и самые дешевые товары.

Чтобы увидеть подводные камни этого с виду простого рассуждения, надо рассмотреть его детальнее. Итак, утверждается два тезиса: самоорганизующийся рынок в силу своего устройства приводит к качественному улучшению товаров («прогрессу») и к относительному снижению их цены.

Прогрессивная эволюция - это общее повышение уровня организации (оцениваемого качественно или по некоторому обобщенному показателю) в течение длительного промежутка времени. В нашем случае это повышение качества товара по избранному показателю, что-то вроде ряда лук-арбалет-ружье-автомат; телега-карета-автомобиль-вертолет.

Что требуется для такого изменения товара? Действительно, нужен спрос, люди должны предпочитать автомат - луку, хотя и лук сейчас вполне в цене, спрос на луки существует, хоть и не столь массовый, как на автоматы. Но кроме спроса нужен еще некий фактор, который мы назовем «идеей». Этот фактор включает такие вещи, как технический прогресс, развитие науки, рост разделения труда в обществе (автоматы производятся конвейерной линией, это совсем иная организация труда, нежели та, что принята в мастерской мастера-лучика). Относительно каждого продукта решается, какая группа его качеств важнее - скажем, в эволюции ручного оружия таким качеством выступает скорострельность, которой приносится в жертву точность, доступность боеприпаса и проч. В эволюции средств транспорта идет отказ от доступности «топлива», которое жертвуется фактору скорости (бензин - более редкое топливо, чем солома и овес).

Можно ли сказать, что эту прогрессивную эволюцию поддерживает рынок? Это было бы крайним преувеличением. Рынок способствует выбору лучшего по какому-либо качеству товара при выборе из сходных товаров, но лук и автомат являются существенно разными товарами. Ведь дешевые автоматы не в силах вытеснить с рынка дорогие луки: у каждого продукта своя группа покупателей.

Чтобы обеспечить эволюционное развитие в ряду, подобному приведенному выше, нужна «память» (структура). Мелкие улучшения, выявляемые конкуренцией, должны закрепляться, запоминаться, оказывать влияние на вновь производимые партии товара. Существуют разрывы между классами товаров, которые не могут быть преодолены накоплениями мелких изменений. Это означает, что многие товары появляются на рынке сразу в особом качестве, резко отличаясь от других товаров. Рынок способен назначить этим товарам цену, но не способен своими механизмами привести к появлению данного товара. Нужны структуры, которые запоминают организационные принципы, реализованные в товаре. Рынок же не содержит таких структур. Рынок есть система соотношения цен, но ситуация вчерашнего спроса-предложения не фиксируется, не оказывает влияния на строение рынка таким образом, чтобы существенно изменить сегодняшнее соотношение спроса-предложения. Рынок в этом смысле не структурен. Идеи о более эффективном устройстве содержатся в головах конструкторов, в книгах, описывающих устройство новых продуктов, в образовательной системе, способной создавать компетентных читателей таких книг. Как только мы всерьез начинаем говорить об эволюции качества товара, его эффективности, мы сразу обращаемся к вне-рыночным частям общества. Одна конкуренция не в силах обеспечить эволюцию товара. Рынок может сообщить, насколько пользуется спросом появившийся на рынке товар, но не способен обеспечить своими механизмами конструктивное улучшение этого товара. Сам по себе рынок, как система беспамятная (ну - с короткой памятью), способен лишь устраивать колебания «моды», т.е. реализовать предпочтение тех или иных моделей в рамках неизменного общего устройства товара.

Есть и другая сторона вопроса. Помимо того, что рынок ведет к эволюции качества, говорят, что конкуренция приводит к устойчивости экономической системы. Здесь работает та же логика рассуждений, что и в случае обеспечения качества товара: если какой-то товар в недостатке или избытке, то конкуренция сведет его количество на рынке к «нормальному» посредством регулирования цены на этот товар. Это более справедливое рассуждение, чем разговор об эволюции качества, но и оно не совсем верно.

Рынок мог бы приводить к искомой устойчивости, если б он был един и невелик размером. Но рынок как система мирового хозяйства - достаточно объемистая организация, складывающаяся из частей, локальных рынков. Время прохождения сигнала (цены) через рыночную систему вовсе не нулевое. В результате такое явление, как конкуренция, способно иногда приводить не к отрицательной обратной связи, а к положительной, то есть усиливать входной сигнал и дестабилизировать систему. В условиях значительной длительности передачи сигнала на отдаленные участки рынка и проведения обратного сигнала от них, возникает уже новая ситуация, и обратный сигнал может оказаться уже вовсе не регулирующим, а усиливающим. Примером являются биржевые паники, когда типичная рыночная ситуация с конкуренцией ведет не к регулированию цены, а к ее катастрофическому росту или падению. В результате возможны - и мы их наблюдаем - явления недо- и перепроизводства.

Рынок как система, основанная на конкуренции, идет после таких ситуаций вразнос, если не вмешиваются сознательные усилия людей, вне-конкурентные усилия по нормализации рынка.

Эти соображения не свидетельствуют о том, что рынок является «плохим» механизмом. Здесь лишь подчеркиваются свойства «рыночной машины». Либертарианство неправомерно приписало рынку то, что он делать не умеет и не должен уметь, для этого существуют иные общественные институты. Осознание этой ограниченности рынка не уменьшает оценку полезности рынка, а указывает на то, каким образом рынок должен взаимодействовать с иными общественными институтами.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments