Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Бессознательное

Отчего-то удивился, осознав, что проблема бессознательного впервые в новое время была поставлена Лейбницем. Думал, много позже - Шопенгауэр, Гартман, Фрейд... И такое впечатление, что это лейбницево учение о бессознательном было забыто, вытеснено - особенно после произведенной Фрейдом революции. У Лейбница это были бессознательные представления, среди которых мы проводим большую часть времени, ничуть не характеризующиеся как сексуальные. Причем они у него были чуть не бессмертны, эти представления - верный принципу непрерывности, Лейбниц утверждал, что представление живет непрерывно (исчезнув, оно бы не могло появиться снова), и потому темные бессознательные представления медленно просветляются, возвышаются, выходя на поверхность сознания - и снова уходят во мрак, но постепенно вся душевная жизнь следует к просветлению-просвещению. А сейчас - при огромном богатстве взглядов на бессознательное - традиция Лейбница еще жива? Есть психологические концепции (и практики), выстроенные на его, а не на фрейдовском бессознательном?
Tags: philosophy2, psychology2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments