Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (21)

Много раз на протяжении дискуссии приходилось обращаться к циклам экономики – не циклам Кондратьева, не к спадам и подъемам, а просто говорить о времени экономического процесса и подмечать, что эта «игра» организована циклично. Так что, если по–хорошему, надо бы подойти к описанию циклов экономического процесса.

Прежде всего рассмотрим, что хозяйственная жизнь человечества не вырабатывает сама, что она получает даром. Это, с одной стороны, многообразные природные ресурсы - от воздуха до нефти, от земли до атомной энергии, а с другой - это образованные люди. Если пользоваться введенными Ф. Хайеком различениями, это космос и тезис (Хайек, 1999).

В самом деле, хозяйственная жизнь просто присваивает найденные во все ресурсы. Некоторые из этих ресурсов приходится сложным и дорогостоящим способом добывать, некоторые присваиваются очень легко, однако их даровой характер всех этих ресурсов все же очевиден.

Несколько сложнее обстоит дело с образованными людьми. На первый взгляд кажется, что экономика их производит - оплачивая работникам их труд, что включает и стоимость воспроизводства рабочей силы. Как бы не была организована хозяйственная жизнь - на основе свободы или закона, - все равно школы и университеты являются затратными учреждениями, на них тратятся средства, выработанные в других областях хозяйственной жизни. Значит, экономика оплачивает производство необходимых ей работников.

Но дело обстоит не так просто. Ведь вопрос не в том, придется ли тратить средства на образование работников - разумеется, придется. Речь о том, являются ли школы и университеты обычными производствами, которые можно устроить на тех же принципах, как любые иные хозяйственные организации (в том числе - «непроизводственные», например, банки или рекламные агентства). Представим себе, что да, школы и университеты - просто особый вид хозяйственных организаций, которые готовят специалистов различного профиля, каковые специалисты призваны заменить на рабочих местах прежних профессионалов, когда те износятся. Если серьезно продумать эту мысль, станет ясно, что в таком случае это будут иные школы и университеты, нежели те, что мы знаем. Это будет что-то подобное профессиональным училищам и узким профильным институтам, только еще более специализированным, чем существующие сейчас.

В чем же состоит та добавка к специализированному учебному заведению, которое может самостоятельно породить хозяйственная жизнь? Чем должны отличаться «нормальные» школы и университеты от организаций по производству специалистов? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен и во всех своих разветвлениях требует весьма развернутого ответа. Если же мы будем пытаться ответить на вопрос кратко, исходя из еще понятных сегодня социальных связей, мы получим следующий ответ.

Школа, как это ни банально звучит, является первичным социализирующим учреждением. Люди очень разнообразны, а дети еще разнообразнее взрослых. Для того, чтобы люди могли жить вместе, их воспитывают, и вопрос о том, какое воздействие следует оказать на данного ребенка, чтобы он был социально и физически здоров, далеко выходит за рамки профессионального образования. Можно говорить, что современная школа справляется с этой задачей из рук вон плохо, но это означает лишь, что в сфере образования не существует сегодня общепринятых ясных идей о воспитании. Далее, университет не только дает специальные навыки работы в узкой области знания, а воспитывает научное мировоззрение, без которого ученый несостоятелен. Люди, воспитанные здоровыми и социальными, являются необходимым ресурсом для хозяйственной жизни. Наука сейчас стала важнейшей производственной силой; наука не сводится к повторению того, что уже сделано, наука есть творчество нового знания - и потому для хозяйственной жизни необходимо возобновление ученых (а не только специалистов-прикладников). Ученые производятся обществом из иных принципов, чем те, с которыми может работать хозяйственная жизнь.

В обоих случаях - и в школе, и в университете - должна присутствовать свободная духовная жизнь, позволяющая поддерживать традиции и творить новое. Именно в сфере образования (и, шире, во всей сфере культурной жизни) в полную силу работает основополагающий принцип свободы, поскольку именно культура есть область творчества нового. Можно вспомнить, что в сфере культуры всегда происходила борьба за свободу. Наука боролась за свободу от религиозных догм; образование - за свободу от опеки государства; наука боролась за свободу исследований, свободных от государственного вмешательства; в демократических обществах провозглашен принцип свободы вероисповедания. Образование стало государственным в Англии в XIX в., затем образование было поставлено под контроль государства в континентальной Европе. Наука сохраняла свою свободу примерно до начала-середины ХХ в., когда в связи с высокой военной значимостью научных исследований они подпали контролю государства. Сейчас на этот полузавершенный процесс освобождения культурной жизни налагаются новые путы - культура подпадает контролю со стороны сферы хозяйственной жизни.

Из своих собственных посылок хозяйственная жизнь не способна организовать полноценную жизнь культуры. Подобно тому, как экономика чувствует себя плохо при плановом хозяйстве, теряет ориентиры, эффективность и перерождается в нечто, относительно чего возможны, пожалуй, только грустные шутки, так и свободная жизнь культуры, если ее с начала до конца организовывать по принципам хозяйственной жизни (конкурентоспособность, окупаемость и т.д.) перестанет быть тем, чем была. При этом самое важное - то, что такая культура перестает поставлять хозяйственной жизни тех образованных людей, без которых именно современная экономика существовать не способна.

Тем самым мы можем видеть, что образованные люди действительно приходят в экономику даром, присваиваются ею. Природные ресурсы для хозяйственной сферы - даровые, хотя на добычу и транспортировку их приходится тратить значительные средства. Образованные люди в том же смысле даровые: на их производство приходится тратить средства, но это лишь добавочные к дару средства, поскольку экономика своими силами так же не способна произвести образованных людей, как нефть или воздух (в нужных масштабах).

Итак, если мы посмотрим на границы хозяйственной жизни, мы увидим даровые потоки людей и ресурсов, которые присваиваются экономикой. Что означает факт этого присвоения? Просто то, что эти даровые элементы хозяйственной жизни производятся внеэкономическими процессами. Пригодный для дыхания воздух вырабатывают растения, а в конечном счете энергия для его выработки приходит от солнца. Пригодные для социальной жизни люди приходят из школ и университетов, а в конечном счете способы для их создания поставляет свободная духовная жизнь, творящая в культуре.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments