Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

О ценностях зашел разговор из нейрофизиологии - о настоящей истине и прочем таком

http://ivanov-petrov.livejournal.com/410863.html?thread=11722735#t11722735

mike67
"Никакой "настоящей" истины, настоящей действительности - ничего этого нет. Бесполезно искать, даже вредно, потому что приводит к фанатизму".
Думаю, опасность не в первой фразе, а в том, какой вывод из нее делается автором (вторая фраза). Это скорее не конструктивизм, а склонность этого Ватцславика к пофигизму.

ivanov_petrov
Не уверен. Здесь зарыта логика.

mike67
Здесь бифуркация. Можно сделать вывод, как у Ватцславека, а можно - о нужности дальнейших исследований. Это как раз психологическое предпочтение.
Ну как деление людей по первой реакции гна раздражитель: кому-то наступят на ногу, он отскочит, а кто-то, наоборот, сразу же двинется на обидчика.

ivanov_petrov
Вывод о необходимости дальнейших идёт не так. Либо - "практическая цель" (шоб удобно было) еще не достигнута, либо - истина еще не найдена. А из тезиса. что истины нет, дальнейшие исследования, как кажется. вовсе не следуют.

mike67
Именно из того, что истины нет или из того, что до нее не добраться именно сейчас?
В любом случае, те же математики вполне переварили кризисы, связанные с Геделем, например.

ivanov_petrov
У этих конструктивистов смысл - именно что вообще нет, а не что сейчас. сейчас - это обыденная научная позиция, ничего особенного, нечего говорить и педалировать. Они о другом.
Насчет математиков - с одной стороны, кризисы все переваривают - кто жив остается. Речь не о том. что при любом кризисе надо кричать "капут". С другой - о кризисе, связанном с теоремой Геделя, вряд ли могу сказать что-то путное. Я с трудом усвоил границы применимости этого высказывания, но сколько ни пробовал прорваться через доказательство теоремы - в общем, не смог. Не из математиков буду.

mike67
Тем не менее даже признание бесполезности знания, его оторванности от истины не обязательно ведет к отказу от познания. То, что выбор диктуется индивидуальными предпочтениями, хорошо иллюстрирует диалог Панина с Малышевым из "Полдня" Стругацких. Там где Панин уверяет, что не стоит летать в межзвездные экспедиции, поскольку в силу принципа относительности вернешься уже к потомкам, которым привезенные тобой знания уже не нужны. Но Малышев и Кондратьев так не считают.

ivanov_petrov
Нечем крыть.

Хотя на самом деле это аргумент не о знании, а о жизни. О её, простите за выражение, смысле.

mike67
Так вывод принципиальной доказуемости/недоказуемости в науке - это вывод чисто научный, а вывод о нужности/ненужности знания и есть вывод о смысле жизни. Я и хотел сказать, что все дело в психологическом восприятии человеком вывода о доказуемости/недоказуемости
Tags: ethnography, science2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments