Пестряки бегают по стволам деревьев, уничтожая насекомых, личинки их также хищники. У некоторых видов они живут под корой деревьев и поедают обитающих там древолюбивых насекомых, особенно жуков-короедов. Таковы муравьежуки рода Thanasimus: T. formicarius, T. femoralis, T. substriatus. Личинки муравьежуков имеют на вершине брюшка два загнутых шипа, которыми они упираются в стенки короедного хода.
Но у пестряков есть мощные конкуренты: там же, под корой, в высокоствольных городах короедов и узких шахтах усачей и златок охотятся и стафилины, и особые для того приспособленные карапузики, жуки из семейств плоскотелок Cucujidae (Cucujus haematodes, Ulejota planatus), Silvanidae, Rhizophagidae, узкотелок Colydiidae, щитовидок Trogossitidae (Temnochila japonica, Nemozoma elongatum), личинки ярких малашек Malachius и черных Dasytes из семейства Melyridae, которые тоже поедают подкорных обитателей, тогда как взрослые жуки предпочитают яркое небо и пахучие цветы.

Спасает такую прорву хищников только обилие жертв: под корой много короедов и личинок усачей, долгоносиков и точильщиков, на всех хватает и еще остается. В эту же компанию подкорных хищников притуляются еще маленькие яркие жучки семейства блестянок Nitidulidae - Librodor hortensis, Glischrochilus quadripunctatus. Вместе с личинками своих менее роскошно окрашенных родичей из рода Epurea они поедают яйца короедов (обычно из рода Trypodendron), хотя обычно блестянки все же предпочитают питаться подкорными грибами и сладким древесным соком.
У обычного в Подмосковье пестряка Thanasimus formicarius личинки охотятся как раз на короедов самых разных родов. Отъевшись на типографах и граверах, личинка зимует под корой, а весной там же окукливается. К лету уже появляются жуки, которые питаются все в тех же ходах короедов, спариваются и откладывают в ходах яйца.
У иных пестряков личинки вместе с жуками-нарывниками питаются яйцами саранчовых. Так, в Сибири пестряки скапливаются на местах массовой яйцекладки саранчовых, чтобы отложить яйца. Из яиц выходят очень подвижные личинки, широкие и уплощенные, окрашенные в бледно-розовый цвет и безглазые. Они находит кубышку саранчового, поедают яйца и в кубышке окукливаются.
А вот красно-черный пчеложук особого отношения ни к саранче, ни к коре не имеет. Развитие его идет с гиперметаморфозом: сначала самка откладывает на цветах яйца. Из яйца появляется чрезвычайно подвижная крохотная личиночка, которая на цветах подстерегает пчел. Если что-то большое и мохнатое садится на цветок, личинка впивается в него что есть силы. Если ей повезло и это пчела, то попадает она в пчелиный улей, где ее злоключения заканчиваются, она там отъедается вволю пчелиными личинками и становится неподвижной, толстой и гладкой. Годятся ей и пчелы одиночные, и осы, если же вцепилась она на цветке сдуру в какую-то муху, будет ей бесславный конец, поскольку никакого улья в конце мушиного пути не предвидится. Однако пчел на цветах много, а самка пчеложука весьма и весьма плодовита.

В подстилке - там вместо пестряков хозяйничают личинки мягкотелок Cantharidae. У мягкотелок тоже и взрослые жуки, и личинки хищничают, только предпочитают последние почвенный ярус. Личинки мягкотелок питаются как личинки жука-плавунца: выпускают сквозь канал в челюстях пищеварительный сок в жертву, а затем высасывают ее через тот же канал. У жуков-мягкотелок надкрылья мягкие, с такими под кору, как пестряк, не полезешь - и предпочитают жуки хищничать потихоньку на цветах.