Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (24)

Начало экономической деятельности: безвозмездное присвоение ресурсов

Итак, труд как таковой не входит в число категорий хозяйственной жизни и экономической науки. Труд - один из видов деятельности человека, а человек с видами своей деятельности входит в общество, но не включен целиком отдельные сферы общественной жизни, управляемой своими законами.

Теперь кратко упомянем еще одно слово, которое нам встретилось, как только мы произнесли слово «труд» в связи с темой экономики.

Это слово - дарение, даровые природные ресурсы. Когда мы обращаем внимание на то, как начинается хозяйственная жизнь человечества - и в прошлом, и в современности, мы прежде всего сталкиваемся с дарением. Природные ископаемые принесены нам в дар глубинами земли. Пищу нам дарит энергия солнца. Плодородную почву, воздух и воду нам дарит климат, жизнь Земли как природного самообновляющегося тела.

Кажущимся противоречием является то, что многие природные ресурсы стоят, и немало. Приносит доход и имеет стоимость земля, стоит нефть, руда, газ. Однако каждый экономист знает, что эти стоимости рождаются в самой хозяйственной деятельности, это не стоимость самих ресурсов. Земля может приносить доход тому, кто на ней работает, и потому возникает земельная рента, равная тому доходу, который в среднем можно извлечь из участка земли такой же площади и сходной плодородности. Нефть стоит столько, сколько стоит ее добыча и транспортировка. В хозяйственной системе каждый товар имеет стоимость, но это не должно маскировать фундаментальный факт: вся хозяйственная жизнь человечества начинается не со стоимости, а с безвозмездного присвоения.

И здесь же мы предварительно затронем еще вопрос, тоже касающийся труда и дарения. До сих пор мы говорили следующим образом: есть даровые природные ресурсы, есть труд, способный из них создавать товар. Так было очень давно, так обстоит дело и сейчас. Но сегодня труд стал очень квалифицированным, очень профессиональным. Откуда же в экономической жизни берется этот специальный, чрезвычайно разнообразный и квалифицированный труд? Мы можем - закрыв глаза на нестыковки и применив привычный сегодня прием переадресации задачи в другую область знания, - отнести первобытный, неквалифицированный труд к чему-то вне экономики. Это всякие биологи да антропологи знают, как делают сети и удочки, бороны да топоры, как собирать и хранить зерно, как содержать стада. Пусть такой труд в экономике появляется «традиционно», «сам собой».

Но если мы возьмем современный труд инженеров и программистов, менеджеров и технологов, - эти-то откуда появляются в хозяйственной жизни? То есть то, что их мамы родят, мы знаем и оставляем этот процесс в стороне, - нас интересует, какие экономические процессы происходят, чтобы эти специалисты появились и начали участвовать в производстве товаров.

По сути, никаких экономических процессов мы здесь не найдем, с точки зрения экономики эти профессионалы, без которых немыслимо современное производство, появляются даром. Им платят за работу (допустим это неточное выражение), иногда из закупают «на корню» прямо в университетах, - но, если мы вспомним, как обстоит дело с природными ресурсами, мы поймем, что это - побочные обстоятельства, не имеющие прямого отношения к фундаментальному экономическому факту: квалифицированные работники в области хозяйственной жизни появляются даром, точно так же, как и природные ресурсы. Только природные ресурсы для хозяйственной сферы деятельности человечества поставляют внечеловеческие силы - Солнце, глубины Земи, климатические силы ее поверхности. А человеческие ресурсы хозяйственной сфере даром предоставляет особенная сфера человеческой деятельности, которую мы назовем сферой культуры. Здесь людей учат - и они становятся профессионалами, овладевают нужными знаниями; здесь людей воспитывают - и они становятся людьми, способными к совместной работе; здесь людей обучают творить - и они создают то новое, что потом вкладывают, в частности, в хозяйственную жизнь.

И тогда нам придется в этом же разделе помянуть и еще одну область, откуда в хозяйственную сферу течет поток дарений. Мы уже говорили, что в самом первом, «натуральном» рассмотрении хозяйственная жизнь может быть описана как совокупность природных ресурсов, которые с применением к ним человеческого труда становятся товарами. С ростом разделения труда товары становятся все разнообразнее, их все больше, и люди обменивают их, они работают друг на друга, производя то, что не нужно им, чтобы обменять на нужные вещи у других людей, которые тоже производят нечто, им самим не нужное. Такой обмен мы можем очень предварительно обозначить как «рынок». В современной экономике все процессы - добыча полезных ископаемых, разделение труда, создание пригодных для совместной деятельности людей и организация рынка, - все эти действия являются коллективными. Люди непрерывно взаимодействуют друг с другом по каждой из упомянутых причин. Вместе добывают ресурсы, вместе и по-разному их обрабатывают, массовым образом выходят на рынок, чтобы обменять свои товары на товары других. Во всех этих взаимодействиях между собой общаются взрослые люди и возникает множество моментов, которые следует отрегулировать. Существует аспект взаимодействия людей, когда они общаются не как владельцы земли и профессиональные торговцы, не как врачи или инженеры, а просто как взрослые самостоятельные люди, которые придерживаются достаточно сложной и развернутой системы правил общежития, - например, правил, обеспечивающих функционирование частной собственности, выполнения обещаний, отношений наследования, возмещения ущерба и т.д. Из этой сферы - сферы правовой жизни - в хозяйственную жизнь приходят законы, традиции и установления, причем тоже приходят даром. Судье и адвокату надо платить, существует форма оплаты «трансляции» решения суда к данной конкретной ситуации, можно даже сказать, что оплачиваются в той или иной форме высшие законодательные органы.

Однако было бы ошибкой сказать, что право и его применение оплачиваются хозяйственной жизнью. Зерно, выращенное фермером на его поле, стоит на рынке определенную цену, но никто не оплачивает работу Солнца. Нефть стоит дорого, но никто не платит за те процессы в развитии Земли, которые привели к ее появлению. Точно то же с культурой и правом - определенные, собственно-хозяйственные аспекты доставки и добычи необходимых ресурсов оплачиваются, но первоистоки культуры и права приходят в хозяйственную жизнь даром, как следы давнего прошлого из глубины и как ясный свет Солнца сверху.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments