Ревекка Фрумкина «Здесь – это вам не там»
Ответы Федору Богомолову и Игорю Ефимову, про российскую науку
Цитаты:
«Всеобщее отторжение науки», о котором говорил Ф.Богомолов, у нас в немалой мере порождается чувством бесперспективности, обреченности, социальной уязвимости. Обращение к квазинауке нередко совершается именно в надежде на легкий результат и социальную гратификацию.
прогресс науки нередко идет параллельно социальному регрессу человека как члена (по преимуществу!) общества потребления.
Мы лишь одной ногой вступили в общество потребления: у нас деньги наконец стали деньгами. Но от этого наши социальные институты не стали более похожи на западные! И наша наука как социальный институт не похожа ни на американскую, где огромную часть финансирования наука и университеты получают из негосударственных источников, ни на французскую, где высшее образование и наука в основном – государственные. Это, разумеется, общеизвестно. Но именно поэтому разумные на первый взгляд предложения «сделать как у них» у нас в принципе нереализуемы.
/примеры по поводу грантов, рецензий и т.п./
Сама по себе наука – и это мое глубокое убеждение – иногда побуждает людей, которые занимаются чем-то иным, усомниться в очевидностях. Но и это уже очень много!
в гуманитарных науках дела у нас нередко обстоят вовсе не так уж катастрофично – с точки зрения качества такие коллективы, как журналы “Ab Imperio” и «НЛО» и их более или менее постоянные авторы, или такие научные школы и группы, как ученики и последователи А.Я.Гуревича и Ю.Л.Бессмертного, вполне могли бы украсить любой европейский университет.
Да, организация науки в России наследовала прежде всего немецкие образцы. Но не эта, прямо скажем, нереформируемая скрипящая телега, называемая Академией наук, сама породила марризм и лысенковщину, не сама она уничтожала генетику и кибернетику.