Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Национальные характеры: классические наблюдения Мадариаги

"интерес Мадариаги к культурному своеобразию европейских народов возник под влиянием неожиданных трудностей, с которыми он столкнулся во время долгой работы в Лиге Наций. Как, к примеру, ведут себя, по его наблюдениям, французы и англичане на переговорах? Французы говорят: “Ну вот, мы согласовали общие принципы. Так давайте подпишем декларацию, в которой они сформулированы”. Англичане отвечают: “Да, мы согласны относительно принципов. Но зачем что-то подписывать? Когда придет время их применять, мы будем действовать в свете возникающих обстоятельств. Поскольку принципы согласованы, не трудно будет согласовать и конкретные действия”. После переговоров француз мучается дурными предчувствиями: “Они не хотят подписывать, значит, не верят в эти принципы”. Англичанин ворчит: “Они хотят пристегнуть меня к своей упряжке; интересно, что у них на уме”. “Вполне возможно, - заключает Мадариага, - заставить англичан и французов посмотреть друг другу в глаза. Но все дело в том, что глаза-то у них слишком разные”.

"Принцип жизни англичан - fair play. Это выражение, как отмечает автор, при всей его внешней простоте (“честная игра”), нельзя строго перевести на другой язык. Fair play - спортивный термин, но означает он не просто строгое следование признанным правилам, но и нечто более широкое: признание в другом человеке партнера, равноправного соперника, готовность сотрудничать с ним так, чтобы природные и социально-статусные характеристики каждого оптимально сочетались ради общей цели. Но - и это очень важно - в рамках fair play это делается не во имя сознаваемого долга перед обществом, а в силу естественной и спонтанной реакции. “Честная игра” англичан - это еще и “правильная игра” - реалистическое, трезво-практическое отношение к жизни, основанное на убеждении, что абсолютное знание вещей невозможно, а потому все наши планы, проекты и методы могут быть только приблизительными и должны постоянно корректироваться по мере изменения обстоятельств.

Казалось бы, английский принцип fair play универсален и вряд ли кто-нибудь возьмется его оспаривать. Но стратегия француза - совершенно другого рода, и при этом не менее универсальна. Принцип французов - “le droit”, что также непереводимо. Он может быть передан словами: право, идея, закон, разумное основание. Если по понятиям англичан действие должно соответствовать обстоятельствам, то по мнению французов оно должно быть обоснованным, правомерным, разумным."

"Мадариага утверждает, что у англичан доминирует воля, у французов - интеллект, у испанцев - страсть."

"В портрете английской культуры выражается преобладающее стремление англичан к действию. Англичанин более всего доволен жизнью, когда работает в саду, путешествует, охотится, что-нибудь строит, изобретает или ремонтирует. Большинству англичан свойственно стремление выполнить всякую работу наилучшим образом - недаром Англия в свое время снискала репутацию “мастерской” мира. Английские ученые любят заниматься прикладными науками. Логике, математике, метафизике они предпочитают механику, этику, физику, биологию, политэкономию. Образ современной эмпирической науки, которая должна опираться на опыт, практику, наблюдения, родился в Англии. "

"Практичность англичан состоит не в стремлении к выгоде, а желании быть в постоянном контакте с вещами, с реальной жизнью. Они сильны не столько отвлеченным разумом, сколько “здравым смыслом”. Они мужественны и способны терпеть всякого рода жизненные неудобства, если, в конце концов, предпринимаемое действие приносит пользу. Многие англичане на отдыхе отправляются в труднейшие путешествия, мокнут под дождем, карабкаются по крутым горным склонам, ограничиваются самым скудным рационом - для того только, чтобы проверить свои силы и испытать ощущение победы над препятствиями. Но вот чего они не любят, так это пустого философствования, праздной болтовни и откровенничания. Они не склонны к авантюрам, подобно испанцам, и не дают себя увлечь блестящими утопическими проектами, как это бывает с французами. По глубокому убеждению англичан, мышление имеет смысл постольку, поскольку переходит в действие. Не все английские философы тяготеют к прагматическому мировоззрению."

"Итак, англичанин мыслит ради достижения пользы, а не ради удовольствия мыслить или познать какую-то тайну. Некоторые нации, замечает Мадариага, например, немцы и русские, стремятся к знанию ради достижения последней и окончательной истины, проявляют какой-то неумеренный и нездоровый интерес к запретным знаниям. Англичане же хотят знать лишь то, что полезно для жизни."

"Английский интеллект, несмотря на некоторую свою алогичность, вообще-то “самого высокого класса”. Но его особенность в том, что он не атакует проблему в лоб, а как бы обтекает ее со всех сторон. Жизнь нельзя подвести под абстрактно-логическую схему. Поэтому англичанин не доверяет правилам логики и абсолютным истинам. “Английская мысль конкретна, но в то же время туманна, дипломатична”."

"Нелюбовь к абстрактному теоретизированию созвучна духу естествознания. Именно в нем англичане часто бывали пионерами, несколько отставая от континентальных наций в логике, математике, философии, в которых пальма первенства принадлежала французам и немцам. Характерные черты английской философии - эмпиризм, сенсуализм, индуктивизм и субъективный идеализм."

"Однако совершенно неверно считать англичан индивидуалистами. Им в высшей степени присущ, выражаясь словами Мадариаги, “инстинкт спонтанной кооперации”. Это значит, что в любой, даже случайно возникшей группе, каждый англичанин быстро находит свое место. Ничто так не огорчает англичан, как неумение отвести каждому соответствующее место, ошибиться в отношении статуса человека, с которым имеешь дело. Хотя Англия - признанный образец демократии, английское общество многослойно и жестоко стратифицировано. Происхождению, воспитанию, университету, в котором человек учился, придается огромное значение. Для того чтобы понять, к какому кругу принадлежит человек, каков его статус, англичанин внимательно наблюдает за собеседником: как он держит вилку, тарелку, как улыбается. Выражение лица, стиль речи, одежда - все это призвано символизировать статус индивида."

"Традиционный английский консерватизм и даже конформизм легко уживаются с терпимостью к чужим мнениям и отдельным чудачествам. Отчасти это объясняется тем, что в политической и правовой практике общим идеям вообще не придают большого значения. Совершенно невозможно вообразить себе англичан, воодушевленных мечтой о мировой революции, коммунизме или Царстве Божьем на земле. Напомним, что в Англии не существует конституции - основного закона."

"В Англии обходятся минимальным количеством писаных инструкций. Этические стандарты глубоко укорены в сознании англичанина. Поэтому он протестует, когда сталкивается с попытками извне, формально регламентировать его поведение. Нет более страстных защитников индивидуальных прав и свобод, чем англичане. Издавна английское общество полагается больше всего на частную инициативу. Распространены частные школы, вузы, театры, госпитали, теле и радиостанции. Национализация в Англии была всегда менее эффективной, чем в других странах."

"Французская культура, как описывает ее Мадариага, проникнута интеллектуальным началом. Француз “у себя дома”, когда мыслит. Мышление представляется ему естественным, свободным состоянием. Ум француза стремится к полной ясности и не терпит алогизмов. Ради строгости системы он склонен даже пренебречь действительностью. Истина - самоцель, каковы бы ни были ее последствия. Ничто не должно мешать интеллекту работать в полную силу. Все, что содержит в себе интеллектуальное начало, форму, представляет для француза особенный интерес."

"Француз стремится мысленно предвосхитить действие, строит планы, проекты, прогнозы, кодексы. Разработка рациональных проектов наилучшего общественного устройства - излюбленное занятие французских философов-просветителей. Кодекс Наполеона послужил основой при составлении свода законов для многих государств. Французы - любители математики, шахмат, логики, механики, военной стратегии, архитектуры. Красота и изящество метода, его строгость особенно важны. "

"Познание для француза важнее действия. Он стремится познать предмет до конца, увидеть его в ровном и беспристрастном свете разума. Познающий при этом исходит не из практики, а из четкого определения предмета. Французское знание - абстрактное, точное, чистое, холодное, объективное. Ум устремлен на поиски общего закона, правильных пропорций. В сочетании с южной чувствительностью французов это дает в творчестве высокие образцы изящной формы. Франция - законодательница европейской моды, архитектурного стиля."

"Французы не обладают “гением спонтанной организации”. Верность достигнутому пониманию права и закона для них дороже согласованности действий. В отличие от англичан, французы - противники компромиссов. Их история полна проявлений политической и религиозной нетерпимости. Против национального индивидуализма французская культура ищет лекарства в виде детальной регламентации прав и обязанностей. Конституция, правовые кодексы, административные решения служат основой политического и гражданского порядка."

"Особенностью французского искусства, легко объяснимой с точки зрения Мадариаги, является преобладание в нем познавательных, аналитических и реалистических тенденций. Художественная литература своим стремлением обнажить скрытые корни жизни приближается к физиологии и социологии."

"Язык для французов - главная материя духа. Немцы и русские склонны усматривать центр души в чем-то молчаливом и невыразимом. Они погружены в свое бессознательное и потому воспринимают французов как людей легкомысленных, ненадежных и чересчур болтливых. Фрейдовский психоанализ, акцентирующий значение бессознательных механизмов психики, не был популярен во Франции до тех пор, пока Жак Лакан не превратил его в “словоговорение”, акцентируя при этом анализ языковых, семиотических структур. Именно язык связывает нацию воедино. Ни один другой народ не вел столь упорной борьбы за сохранность своего языка. Целая Академия неустанно трудится, чтобы обеспечить его чистоту, постоянно обсуждая приемлемость того или иного слова."

"Высокий уровень интеллекта - результат своего рода “интеллектуальной демократии” - создает ситуацию, когда искусство представлено талантами, но не гениями. Мадариага отмечает, что ни один из вечных образов литературы не родился во Франции. Гений - нечто выходящее за рамки, нарушающее пропорции, законы формы, чего французский вкус допустить не может. Гениальность чаще всего встречается в Германии, России, Англии, где социальные силы более жестко направляют и ограничивают творческий процесс."

"Испанец олицетворяет собой тип человека страсти. Страсть - более целостное проявление личности, чем действие или мысль. Когда человек страстен, фокус бытия сосредотачивается в нем самом, а не на предмете мысли или объекте действия."

"Испанская философия имеет долгую и сложную историю. В ней смешаны европейские и арабские элементы, христианская совесть и сократовский ум, ожившая схоластика и настроения новейшего экзистенциализма. Она оригинальна, жизненна, отличается неприятием сухого академизма, погружена в народную стихию мысли. Она не создает систем, но стремится к ясному, образному выражению, интересуется не отвлеченными проблемами, а “диалектикой души”, чем сходна с русской философией, которая тоже чувствует себя уютней в художественном обрамлении, чем на академической кафедре."

"Два важных качества испанцев, согласно Мадариаге, - индивидуализм и гуманизм - тесно связаны друг с другом и с доминирующей в их характере страстью. Первый вытекает из глубокого убеждения в том, что все важные события разыгрываются в душе человека. Отсюда - равнодушие к “внешним” событиям, “нуждам отечества”, интересам общества. Это не равнозначно эгоизму и, тем более, утилитаризму. Просто у испанца “перевернутая шкала ценностей”. В центре - он сам, в окружении своих близких, друзей и родственников, на втором месте - интересы города, провинции, на третьем - страны и совсем уже смутен образ человечества как целого."

"В Испании семнадцать областей. И у каждой - собственная столица, флаг, законы, язык. Если французы добивались, и добились, в конце концов, единого языка для всей страны, то испанские провинции всегда стремились к языковой независимости."

"В литературе страстность испанского характера проявляется особенно ярко. Язык - непосредственное выражение души народа - играет большую роль, нежели жанр, фабула, сюжет. Энергия, звучность, выразительность испанских крылатых фраз и поговорок, пожалуй, не знает себе равных среди европейских языков. В литературе не прослеживается влияние определенной школы, коллективной традиции. Каждый испанский писатель начинает заново. Поэтому даже в гениальных работах мы находим сочетание наивных, примитивных черт с блестящей изощренностью."
http://stats.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/MADRE.HTM
САЛЬВАДОР де МАДАРИАГА: ДОМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРОВ
Э.В. Соколов
_______
При желании можно сравнить это устоявшееся и вошедшее в поговорки различение английского и французского типов рациональности с тем, что выговорилось здесь http://ivanov-petrov.livejournal.com/515157.html - как противопоставление мужской и женской рациональности. Получается, что люди думают, что женщины мыслят как англичане, а мужчины - как французы.

Я скажу еще раз. Есть представление о разных типах рациональности. Традиционные (Мадариага не одинок) представления о национальных типах мышления совпадают с тем, что выговаривается, когда сравнивают мужскую и женскую рациональность. Ж/М = англо-саксонское мышление/ континентальное мышление.

Принятая сейчас в качестве "правильной" во всем мире форма - англо-саксонская, пронизывающая экономику, технику, естествознание. Это - женская форма рациональности. Она сейчас доминирует - она была всегда, но не всегда была столь подавляющей.
Tags: books3, ethnography, history4, psychology2
Subscribe

  • Мировая наука и российская

    Интересно, как влияет показатель... назовем его "плотностью науки". Число ученых на миллион населения планеты. Понятно, что население мира растет.…

  • "Рассказы Иванова-Петрова"

    книга "Рассказы Иванова-Петрова" вышла. В издательстве КМК. Тираж никакой. В продаже ее не будет, как я понял. В связи с особенными художественными…

  • La Cotte de St Brelade

    Неандертальская стоянка; ее посещали примерно с 250 тыс лет до нэ и до 48 тыс лет до. На о. Джерси. Тогда уровень моря был ниже и остров соединялся с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Мировая наука и российская

    Интересно, как влияет показатель... назовем его "плотностью науки". Число ученых на миллион населения планеты. Понятно, что население мира растет.…

  • "Рассказы Иванова-Петрова"

    книга "Рассказы Иванова-Петрова" вышла. В издательстве КМК. Тираж никакой. В продаже ее не будет, как я понял. В связи с особенными художественными…

  • La Cotte de St Brelade

    Неандертальская стоянка; ее посещали примерно с 250 тыс лет до нэ и до 48 тыс лет до. На о. Джерси. Тогда уровень моря был ниже и остров соединялся с…