Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

А.А. Формозов, Русские археологи в период тоталитаризма, 2006

Хорошая книга по истории науки. Мне кажется, вот из таких книг, по отдельным наукам, которые еще могут быть охвачены одним автором, и должна, как из кирпичиков, строиться общая история науки. Археология началась в России в конце 19 века, так что на дореволюционный этап хватает - в общих чертах - предисловия, советская археология - специальный предмет книги, так что, считай, вся история развития этой науки в России. Автор не боится показывать, чего стоят авторитеты, и в то же время не страдает зудом "разоблачения великих" ради самого процесса разоблачения. Видно, кто расстрелян, кто сел, кто предан и кто предавал. Мне, например, было приятно удостовериться, что общие черты и этапы - те же, что видел на примере истории биологии в России. Если на совсем другой, гуманитарной дисциплине общие закономерности выполняются - это уже интересно... Несколько таких хороших книг, когда без замазывания и ненужных славословий, несколько наук, находящихся в очень разном положении - и даже общие контуры всего процесса начнут проглядывать. А именно - разные периоды науки в зависимости от типов ученых - дворяне, разночинцы, профессионалы. Время, когда сов.власть начала давить всерьез - конец 20-х-30-е. Результат - как сообщество специалистов реагирует на внешнее давление, как меняются темы и типы людей. Принятые формы взаимоотношений - в тех и иных условиях. Изменения типов оформления материала. Влияние на смену кадров, обучение следующих поколений.

Предварительные ответы: сообщество профессионалов на идеологическое насилие отвечает (разумеется) приспособлением, несогласные выбывают. Следует унификация работы, сильно падает разнообразие исследований, а также их качество. Падает научный уровень, профессионализм - закрепляется небольшое число ремесленных приемов. На базе унификации возникают планы издания многотомных публикаций - "охват всего". Долгострой, рассчитанный на многие десятилетия. Обычно до конца не доходят, даже единая редактура не спасает от явно слабых материалов, в целом для создания таких многотомий жертвуется разнообразием еще раз, работы становятся всё уже и специализированнее, осмысленность их быстро падает. Содержательное ученичество разрушается, возникают клики - кто чей человек, научные школы остаются в основном по названию, это больше научно-"политические" группы для борьбы кланов. Одиночки, пытающиеся работать и отстранившиеся от этих игр, маргинализуются.
Tags: books3, history4, science3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments