Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Учительство атеистического свободомысла

Б. Родоман, Под открытым небом. 2006

Книга "о гуманистическом экологическом воспитании". Автор - очень известный географ. Тон - учительный, это сразу бросается в глаза. И хоть сделана книга на основе лекций, лекции тоже читаются разным тоном, и этот - именно нравоучительный. Автор - атеист, любитель и знаток природы, учит о том, как надо воспитывать людей и детей.

Учительство настолько явное, что невольные возникают ассоциации. Нравоучительные речи священников мне не нравятся и проект введения православных предметов в школе восторга не вызывает. Но надо сравнивать - что вместо. Та культура, в которой мы живем - хранит остатки христианских представлений. Если отказываться от них и строить светскую культуру - разумеется, гуманистическую, - надо знать, какой она будет. Мы традиционно считаем, что - ну, такая, как мы сами захотим. хорошая, нас же никто не заставляет воспитывать детей плохо, верно? Но потребна логика. Вот автор сделал несколько шагов в развитии своих взглядов на такое атеистическое, гуманистическое, экологическое воспитание - и делится мыслями, что - действительно - поучительно.

Сначала говорится о ландшафте (предмет специальных работ автора). Его ценность для культуры, для эстетики.Мы не умеем его хранить, гадим и загрязняем. Нужен, важен туризм и т.п. Ландшафт воспитывает - своей красотой. Ландшафтная архитектура. Стили подмосковных домов. Традиции в архитектуре (на всё - 40 страниц)

Далее - воспитание патриотизма. Очищение понятия. Эстетика патриотизма (не орать, а делать, чистить природу). Воинственность и огосударствленность привычных форм патриотизма. Чванство. Необходимость любить малую родину. Способы воспитания этой любви - туризм. Уничтожение ландшафта при советской власти. (это - 20 страниц)

Трудовое воспитание. Технократизм современного воспитания, надо ближе к природе, турпоходы. Отбор маршрутов, развивающих те или иные качества. Сейчас - мания целестремительной деятельности, а надо - как природа, без цели. Главное - жить по определенным нормам. законам. Дальше - работа на даче, в огороде, благоустройство ландшафта - всё по пунктам. Устройство бивуаков, приборка за собой.Здоровый образ жизни, бережное отношение к среде, бережливость - не потреблять до конца, а экономить ресурс. (это - 30 страниц)

Половое воспитание. Забросали грязью красоту и эротику. Причина патологии - традиционная мораль и сексологическое невежество. Вред алкоголя и курения перед половым актом. Подростки естественно стремятся к половой близости - наши глупые родители и законы в случае изнасилования подают в суд и парнишки идут в колорнию, а ведь "это" все равно случилось бы само со дня на день. Прекратить алкоголизацию половой жизни можно, заняв молодежь деятельностью, несовместимой с пьянством. Турпоходы разной сложности. Нужно нежную эротику, чтобы подавить грубые проявления. Детей надо вывозить в турпоходы, где они могут предаться половой любви. Описаны наиболее подходящие для любви типы ландшафта и времена года (лето, пойма - подробное описание). Ревность - глупое чувство, если один из супругов переспит со старым другом - это нормально, ревновать глупо. Надо, чтобы у детей была прелюдия, петтинг, нельзя перескакивать через этапы. Яровая (летом) и озимая (зимой) любовь. Поощрение гетеросексуальности. Объяснения детям - что детей будет иметь трудно, только приемных. Сексуальная подростковая любовь к животным - известное влечение девочек 11 лет к лошадям и собакам. Выход: ранний гетеросексуальный секс. Дети должны жить половой жизнью... в общем, в 11 можно и нужно. Средство против гомосексуализма - раннее вовлечение ребенка в гетеросексуальную жизнь. Лучший вариант - гетеробисексуалы, которые рано всё попробовали, но потом выбрали гетеросексуальность, хотя не испытывают отвращения и к гомосексуальным связям. Среди школьников должны быть постоянные связи, но без беременности. Турпоходы. Селить мальчиков и девочек в общих палатках. Нудизм. Конкурсы красоты. Конкурсы по отдельным частям тела, чтобы было больше номинантов и не было комплексов. поощрение эротизма и ранних связей. Преподаватели должны вовлекать в такое воспитание. Контакт с много более старшими - только полезен для детей, иначе как будет передаваться опыт. Преимущества походного туризма как средства сублимации чрезмерной половой озабоченности перед молитвами, любовью к богу, постами и т.п. Химико-терапевтические средства подавления сексуальности у детей - преступление против прав человека. Поощрение нудизма для знакомства с телами противоположного пола - детальное описание, как лучше устроить. (20 страниц)

Потом последний раздел: Самоорганизованные коллективы. У нас есть банды. Средство против них - туризм. Взрослый лидер, ведущий за собой ребят. Мамы-папы плохи - к ним у детей естественное отторжение. Перебор вариантов семьи - все либо плохи, либо нереалистичны. Лучший выход: детский лагерь, воспитатели - он и она, любящие друг друга на глазах у детей, заменяющие мать и отца, сильные и веселые, вызывающие восхищение. В отсутствие таких форм - туризм, смелый веселый дядька-лидер будет лучшим авторитетом, чем родители - песни под гитару, прохождение порогов - в общем, авторитет. Диагональное воспитание - "пестун", старший товарищ должен быть помощником родителей. Ребенок-посредник. Спасение - самодеятельный туристский коллектив из нескольких семей.

Цитата: "Важнейшей осью диагональных связей в многосемейном коллективе становится зарождающаяся диагональная любовь между взрослым мужчиной (чаще всего - лидером похода) и дочерью его друга. ...Зашедшие далеко, эти чувства когда-нибудь разрушат одну из семей, но пока что они сплачивают коллектив, воодушевляют его на подвиги. ... Выбирая женщину, мужчина, как правило, признает, принимает и начинает любить ее дочь. А девушка, "положившая глаз" на того или иного походного героя, переносит чувства и на его сына. Мальчик сам раньше отца "закадрил" и привел ее к спалатке и байдарке своей семьи; его отец, оторвавшись от шпангоутов и стрингеров, впервые обратил на нее свое внимание не как на ребенка, а как на женщину, сказал что-то такое, отчего она, всегда уважавшая этого мужчину издали... вдруг необыкновенно смутилась. Развод супругов в многосемейном коллективе менее болезнен для детей, не травмирует неожиданностью. После того, как отец и мать разошлись, ребенок обретает два родительских коллектива: в одном он половину летних каникул проводит с матерью, в другом ходит в романтические походы с отцом, где мальчика опекает любимая мачеха - подруга его детства".

Конец цитаты. Я думаю, автор по этой логике прошел не до конца. Его интуиции о том. что хорошо. что ведет к здоровью и красоте. основаны на представлении об удовольствии. А эта логика, если уж ее проводить - ведет много дальше, да, собственно, и можно различить - куда.

Мне кажется. книга ценна именно тем, что она скучная и нравоучительная. Она позволяет без всяких выдумок представить... Я уже говорил, что книга "о гуманистическом экологическом воспитании"? Ну вот.

Из аннотации: "Эта книжка, написанная профессиональным географом на основе личного опыта туризма и экспедиций, предназначена для педагогов и родителей, для преподавателей и студентов, для философов, психологов, экологов, для руководителей и активистов различных детских и молодежных организаций, движений, лагерей, кружков, школ"
Tags: books3, ethics, religio
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →