Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Самостоятельная хозяйственная жизнь социума (30)

Теория трехчленности социального организма
Утверждение свободы как основного принципа организации культурной жизни подразумевает самоуправление культуры и учреждений культуры. Подобно тому, как государство не способно по своей природе правильным образом организовать хозяйственную жизнь (хотя может фактически пытаться это сделать и людям приходится вынести много невзгод, прежде чем они поймут, что это была попытка с негодными средствами), так ни государство, ни экономика не способны должным образом организовать духовную жизнь, проявляющуюся в культуре (хотя люди пока еще не поняли с должной отчетливостью непригодность таких попыток).

Сфера культурной жизни общества требует для своего развития самоуправления. В основе ее лежит свобода творчества. На практике принцип свободы в сочетании с самоуправлением создает множество иерархических структур, причем иерархии это не властные, а иерархии авторитетов, иерархии людей различных талантов, в той или иной мере соотносящиеся друг с другом. Отсутствие всякого централизованного управления культурной жизнью и в то же время внутреннее иерархическое ее строение влечет за собой сохранение традиций различных культурных течений. В результате сфера культурной жизни служит памятью общества, в ней сохраняются как отдельные течения и живут самые разные идеи, взаимодействуя друг с другом и давая возможность обратиться к той или иной культурной традиции, когда она оказывается востребованной.

Чтобы до некоторой степени представить это положение дел, можно вспомнить о том, как соотносилась до последней трети ХХ в. фундаментальная наука и прикладные области знания. Фундаментальные исследования не были ориентированы на практический выход, они осуществлялись свободно, в соответствии с тем, как занимающиеся наукой люди считали нужным развивать свои идеи. В науке существовало множество школ и направлений, соперничавших друг с другом и создававшим определенные теории, различным образом между собой связанные. Когда в практических разработках возникала нужда в каком-либо формальном теоретическом аппарате, обычно оказывалось, что такой аппарат уже сделан. Особенно наглядно такую картину можно видеть в области математики, но и в других науках эта картина была в принципе такой же. Тем самым фундаментальная наука с одной стороны сохраняла множество результатов и наработок, которые могли быть востребованы по мере надобности. а с другой - имела огромные теоретический задел, не связанный до поры до времени с практическими разработками. Сейчас соотношения между фундаментальными и прикладными знаниями стало сильно изменяться, но это - тема для отдельного разговора.

Подобно тому, как культурная жизнь требует для правильного своего функционирования самоуправления, вытекающего из принципа свободы, так и хозяйственная жизнь устроена таким образом, что основные принципы ее организации вытекают из основ этой области социальной жизни. Наиболее фундаментальными и не подвергаемыми сомнению всей последующей критической мыслью в области экономики являются принципы, связанные с разделением труда (те самые, которые Мизес называет законом Рикардо). Из факта разделения труда вытекает, что людям выгодно обмениваться плодами своих трудов друг с другом. В результате основным принципом хозяйственной жизни, параллельным свободе для сферы культурной жизни. является принцип взаимопомощи, а основным принципом организации хозяйственный элементов общества является ассоциативная организация труда.

Можно добавить, что это высказывание абсолютно не противоречит всему пулу высказываний, которое кладет конкуренцию в основу хозяйственной жизни, а точнее - рыночной экономики. Дело в том, что представления о конкуренции и взаимопомощи дополнительны и с разных сторон описывают, по сути, одну и ту же реальность. Проще говоря, в реальности взаимодействующих хозяйственных субъектов можно сквозь один «фильтр» увидеть сплошную конкуренцию, а сквозь иной - сплошную братскую взаимопомощь. Здесь неуместно разбирать вопрос о том, какой фильтр наиболее пригоден; каждый из них помогает понять определенный круг вопросов. Можно только заметить, что фокусируясь на «конкуренции», часто забывают о том, что это всего лишь частная сторона вопроса о характере взаимодействий в хозяйственной сфере. Другой недостаток «теории конкуренции» - тот, что современная экономическая теория недостаточно продумала следствия из буквального представления о хозяйственных (рыночных) отношениях как о конкурентных. Вкратце этот недостаток теории можно охарактеризовать так: обычно с конкурентным характером рыночных взаимодействий связывают регулирующую функцию рынка, то есть наделяют конкуренцию функцией отрицательной (регулирующей) обратной связи. Между тем в очень многих случаях конкурентные взаимодействия работают как положительная (усиливающая возмущение) обратная связь (см. напр. Чайковский, 2001). В конкуренции самой по себе нет никакого «волшебного» регулирующего элемента, она вполне может действовать как дестабилизирующий фактор - это зависит от структуры связей взаимодействующих хозяйственных единиц. В конечном счете это более или менее частный вопрос. Как кажется, в самом общем смысле отношения, которых требует современная хозяйственная жизнь, правильнее именовать отношениями взаимопомощи (подразумевая, что конкурентные отношения могут рассматриваться как частный случай такой взаимопомощи).

Именно на экономику будет крайне отрицательно воздействовать идущее сейчас переустройство культурной жизни на основе представлений, взятых из экономики (самоокупаемость, конкурентность и т.д.). Дело в том, что современная экономика, в отличие от хозяйственной жизни прошлых эпох, принципиально неустойчива. Большинство экономических теорий исходит из того, что нормальным является равновесное, устойчивое состояние экономики. Но тот этап, когда это было (с некоторыми приближениями) верно, остался в прошлом. Современная экономика динамична и неустойчива, причем по своим импульсам она такова, что длительное время равновесной быть не может. На больших промежутках времени экономика современного типа не самовоспроизводится, ей требуются сторонние импульсы, чтобы вновь обрести устойчивость. Ей нужны новые идеи, новые экономические изобретения - только в этом случае она может существовать.

Это не следует воспринимать трагически - мы в своей жизни тоже так устроены, что бодрствующая, деятельная жизнь не может идти непрерывно. После некоторого периода деятельности человек должен спать, иначе он не сможет жить дальше. Разумеется, это всего лишь аналогия, которая призвана подчеркнуть, что современная экономическая жизнь требует все новых импульсов для своего обновления. Кейнс, по-видимому, хорошо сознавал эту несамостоятельность экономики, однако он искал источники внешних оздоровляющих воздействий в жизни государственной, полагал, что правительство должно (и может) взять на себя продумывание и осуществление мер по изменению экономики. Однако вмешательство со стороны государства не может оздоровить экономическую жизнь, на что с особой ясностью указали Мизес, Ротбард, Хайек.

Эти оздоровляющие импульсы должны приходить от свободной культурной жизни. Там могут зародиться идеи экономически изобретений и новаций, которые затем, воплотившись в экономике, позволят ей преодолеть очередные трудности.

Отсюда ясно, что живой нерв взглядов Мизеса и Хайека именно в утверждении свободы в сфере культуры, что они описывали с истинным чувством. Но эти мыслители полагали, что «родиной» свободы является экономика и потому предпочитали думать, что искомая свобода культурной (духовной) жизни будет достигнута, если максимально распространить принципы рынка на сферу культуры и сферу государства.

На деле это приведет к распаду культуры, вынужденной основываться на чуждых для нее принципах. После этого экономике неоткуда будет взять идеи необходимых изменений. Поэтому даже при самом широком рассмотрении вопроса следует действовать таким образом, чтобы сфера культуры сохраняла самостоятельность и могла порождать все новые импульсы к оживлению экономической жизни.
Tags: economics, sociology6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments