Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

"К типологии лингвистической халтуры"

http://kazbegi.livejournal.com/12137.html
via mitrius

Всё столь великолепно, что не могу удержаться от цитирования... то есть подхалтуривания

На первом уровне мы разделили халтуру на содержательную – касающуюся содержания того, о чем пишется статья или произносится доклад, и формальную – затрагивающую исключительно форму представления имеющейся или отсутствующей работы. В основании классификации содержательной халтуры лежит тип ситуации, в которой видит себя потенциальный автор халтурной публикации или доклада. Виды формальной халтуры пока даются в виде неиерархизованного списка.

Класс А. Содержательная халтура
Тип халтуры:
А1. Многократная публикация (презентация) одной и той же работы
А1а. Буквальный повтор
Простодушная разновидность халтуры типа А1 – буквальный повтор, возможно с некоторыми дополнениями/сокращениями или с переводом на английский/с английского.
А1б. Смена соуса

Ситуация:
«Работа еще не сделана, а опубликоваться нужно (поехать в Х хочется)»
Халтура класса А1 имеет один серьезный недостаток: чтобы применить ее, надо все же иметь хотя бы одну законченную работу. Однако всегда возможна ситуация, когда даже одной работы у нас пока нету. Именно этот случай описан в данном разделе.
Тип халтуры:
А2. Доклад-постановка проблемы
А3. Доклад-обзор
А4. Доклад-методика
А5. Доклад-план
А6. Доклад-рассказ о своей работе

Ситуация:
«Работа не планируется, а выступать и публиковаться я уже привык»
Здесь рассматривается сходная, но еще более тяжелая ситуация, которая возникает тогда, когда вам по-прежнему нужно опубликоваться или выступить, а работа даже не планировалась. Опытный человек не пропадет и в этом случае, однако, чтобы остаться на плаву в предлагаемых сложных обстоятельствах, нужна уверенность себе и тонкий расчет. Именно поэтому нижеописанные способы обычно применяются учеными с именем и опытом.
Тип халтуры:
А7. Обсуждение одного примера
А8. Терминологическое новшество
А9. Имитация парадоксальности
А10. Рассказ обо всем
А11. Пересказ чужих работ
Мы не имеем в виду вульгарный плагиат. Грамотный докладчик честно ссылается на тех, кого прочитал. Этот способ халтуры существует в трех разновидностях, которые мы условно назовем «простой», «авторитетной» и «адмиративной».
А11а. Простой пересказ
В этом случае используются чужие неопубликованные работы или полевые материалы (со всеми ссылками, включая «личное сообщение»). Если ваш менее шустрый коллега эти материалы не опубликовал сам, то в дальнейшем ему это и не понадобится – научная общественность прочно свяжет его тематику (а возможно, и результаты) с вашим именем. При любой попытке заговорить на эту тему в плагиате заподозрят его.
А11б. Авторитетный пересказ
«Авторитетная» разновидность этого способа еще проще, но, как и типы А9 и А10, успешно применяется только научными авторитетами. Вы читаете какую-нибудь интересную книжку (желательно про лингвистику) и пересказываете ее изумленной общественности. В доперестроечные времена грамотные лингвисты успешно применяли этот способ, пересказывая на английском языке грамматики, написанные коллегами, надежно отгороженными от них железным занавесом.
А11в. Адмиративный пересказ
Эта разновидность отличается от двух предыдущих тем, что автор выражает искреннее удивление и восторг по поводу полученных им знаний. Если автор молодой и симпатичный, обладает выразительной жестикуляцией и экспрессивной речью, то снисходительные кивки старших коллег ему обеспечены. Желательно, чтобы хотя бы часть пересказываемых работ принадлежала присутствующим старшим коллегам.

Ситуация:
«Я стараюсь, но ничего не выходит»
Вышеописанные виды халтуры используются, когда работа как таковая не выполняется вообще. Но честный ученый все же любит и порой пытается работать. К сожалению, пытаться еще не значит получить нетривиальный результат. Что делает настоящий ученый, когда у него ничего не выходит? Возможностей очень много, причем они сильно зависят от исследуемой области. Перечислим те, с которыми нам лично приходилось сталкиваться наиболее часто.
Тип халтуры:
А12. Многофакторный подход
Если мы не можем решить, от чего зависит выбор между Х и У, но не хотим в этом признаться, то мы говорим, что этот выбор определяется взаимодействием очень многих факторов, перечисляем десятка два (больше не поместится), после чего слушатели вместе с нами убеждаются, что проблема неразрешима в принципе.
А13. Шкала
Способ довольно старый, но в отечественной науке особенно популярный в 90-е годы. Если мы не знаем, как отличить Х от У, но честно признаться не хотим и в этом, то надо нарисовать линию со стрелочками, на концах которой помещаются Х и У, сбоку – список тех отличий Х от У, которые нам все же удалось заметить, а посередине (вперемешку) – все единицы, про которые мы не знаем, куда их отнести. Работы этого типа охотно принимают в любой реферируемый журнал.
В последнее время популярность шкал пошла на убыль, но человек с интеллектом сумеет найти им замену (см., например, А14 и А15).
А14. Статистика
Допустим, что вы все еще не можете определить, от чего зависит выбор между Х и У, и по-прежнему не согласны честно в этом признаться. Одна из гипотез (если вы не умеете выдвигать никаких гипотез, то не заслуживаете даже академической зарплаты) заключается в том, что выбор зависит от фактора α. Вы производите элементарные арифметические подсчеты (при помощи калькулятора, встроенного в Windows) и убеждаетесь, что α сочетается с Х в 53 % случаев и с У – в 47 % случаев. В голом виде такой результат не принесет вам лавров, но если применить критерий Зета – Дубля Вэ и хи-фи-квадрат что-то там и на основании этого заявить, что слабое влияние фактора α значимо с вероятностью 0,95, то работа будет принята благосклонно.
А15. Формальный анализ
Рисуется много красивых и развесистых деревьев, причем лучше, чтобы ваш способ рисования немного (но не сильно) отличался от принятого в любой из распространенных теорий. Если сосредоточить внимание слушателей на технической возможности передвижения составляющей XP в функциональный, но никому не видный узел Sort-of-I-don’t-know-what-Phrase, то до содержательной стороны вопроса дела уже никому не будет.
Другая возможность (если вы, по несчастному стечению обстоятельств, занимаетесь семантикой) – формулы с лямбдами. В этом случае ничего, кроме формул, в работу включать не следует.
В последнее время стало модным представлять существующие и несуществующие результаты во фреймворке теории оптимальности. Пока этот способ выглядит весьма перспективным, но долго ли он продержится на рынке – покажет будущее.
Класс Б. Формальная халтура
Основные типы формальной халтуры
Б1. Замена содержания презентацией
Б2. Замена содержания обилием примеров
Б3. Замена содержания обилием языков
Б4. Замена содержания лозунгами

Дополнительные приемы, которые пригодятся всем
Б5. Рассказ о языке, которого никто не знает

Б6. Выступление или дискуссия на языке, которого никто не понимает

Б7. Использование неизвестной графики

Б8. Несоответствие языка хэндаута языку доклада

Б9. Доклад без хэндаута или презентации

Tags: science2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments