Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Свежий Пушкин

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".

http://pushkin-onegin.narod.ru/onegin-1998.htm

Пушкинская самопародия. Книгу Альфреда Баркова мне alisarin посоветовал. Потому что надо. Как я понял, все цело-, полу- и четвертьобразованные люди давно знают, обсудили и порадовались. Ну а тем, кто работает в местах отдаленных - ну вот я от литературоведенья отдален весьма - вдруг ссылка и пригодится. Это всё о том, что "Онегин" - это не просто так, а мениппея. "Исследование структуры мениппеи показало, что это — очень распространенный вид "завершенных высказываний", они имеют формы самых различных жанров, в том числе и бытовых. Если сказать, что поговорка "Прицепился, как банный лист" является типичной мениппеей, то кто-то, возможно, ощутит разочарование ввиду банальности самого высказывания."

Тот же это Барков, который столь детективно исследовал "Мастера и Маргариту", это там, где Мастер - Горький. Читать можно здесь http://menippea.narod.ru/
Это тот же Барков, который написал "Уильям Шекспир: скрытое содержание драмы «Гамлет»" http://w-shakespeare.narod.ru/hamlet-10.htm, где Клавдий-Гораций, и там опять детектив, расследование, отождествления...

Мне не то чтобы даже "не понравилось" - просто было скучно. Но это в силу, видимо, пребывания меня в местах отдаленных. Даже и не очень интересно, всё это "всерьез" и автор - "крупный ученый", или это "детективное литературоведение" и в некотором смысле не всерьез... Разницы никакой нет.

Автор говорит: методы науки - дедукция и индукция. Дедукция лучше. Потом определения образа, фабулы, композиции... Не зная намерений автора, читатель из фабулы выводит неверный сюжет.

"Принципиальное отличие мениппеи от эпических произведений состоит в том, что ее текст следует воспринимать как созданный не титульным автором, а рассказчиком-персонажем." "Однако с другой стороны, поскольку мениппея представляет собой качественный, диалектический скачок по отношению к трем родам литературы, она явно не может быть помещена в один семантический ряд с эпосом, лирикой и драмой. То есть, ее нельзя рассматривать как четвертый род литературы, а только как мета-род, высшую надструктуру, как образ-характеристику литературы в целом, а этими качествами ни один из трех родов не обладает."

Найти мениппею довольно просто. Надо прочесть произведение так, что это не автор от себя рассказывает, а специально создает героя-рассказчика. Вот и "Полтава" у Баркова - мениппея... "Евгений Онегин" и "Борис Годунов" — сатирические пародии, ответ на "Сплетни" Катенина. "Всю жизнь Пушкин пародировал Катенина - и в "Повестях Белкина", и в "История села Горюхина", и в "Медном всаднике"...

"Еще раз подчеркну, что рассказчик любого произведения является носителем его композиционной составляющей; с этой точки зрения совершенно неважно, представляем ли мы этот образ как некий конкретный персонаж, или воспринимаем композицию как нечто более абстрактное. Лучше всего, когда мы композиции вообще не замечаем, и тогда произведение воспринимается как действительно художественное. К сожалению, в мениппее все наоборот: до тех пор, пока мы не осознаем присутствия особого композиционного средства — интенции и психологии рассказчика, произведение вообще воспринимается как эпическое, с единственным сюжетом, да и то ложным. Хотя осознание читателем присутствия в произведении композиции — это примерно то же, что видеть узлы и швы на левой стороне художественной вышивки."

И других примеров у Баркова множество. Я добавлю: Тысяча и одна ночь - это, конечно, тоже мениппея. Не относится к жанру мениппеи, насколько я понимаю, только резюме, которое можно послать потенциальному работодателю. И то - есть сомнения. Мне сказали, что сейчас в резюме принято вставлять адрес своего блога, чтоб работодатель мог оценить, с кем имеет дело. А уж если блог не мениппея, то я уж и не знаю...

Поскольку все мы здесь пишем мениппеи кажинный день, я совершенно не вижу, отчего Шекспиру или Пушкину было не написать мениппею. Пушкин просто обязан был это сделать. Применимость теории к любому явлению - свидетельство ее правильности. А "Илиаду" написал, как известно, неизвестный автор, которого через несколько веков стали называть "Гомером" по имени того рассказчика, который как бы рассказывает эту Илиаду, но отождествлять автора Илиады с Гомером, конечно, наивно.

Что все работы Баркова - мениппеи, проницательный читатель, конечно, догадался.

Tags: books3, literature3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments