Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

вот что люди-то говорят...

http://alisarin.livejournal.com/7977.html
"Собравшимся на заседание ОФИР 16 января 2007 года К. Фрумкин представил свое сообщение на тему "В царстве призраков или о необходимой реформе феноменологической социологии", предметом которого являлся критический анализ работы А. Шютца "Смысловая структура повседневного мира". Согласно взглядам А. Шютца, способность индивида мыслить общество тесно связана с его вовлечением в процесс непосредственного общения, в котором "мы-отношения" формируются на основе "ты-ориентации". "Непосредственное" общение позволяет общающимся людям "разделять общее пространство и время", от точки которых строится система увеличивающих анонимность и утрачивающих непосредственность "концентрических кругов", создавая тем самым систему эгоориентации человека по отношению общества.

В наше время возможности коммуникации разрушают эту систему эгоориентации, позволяя игнорировать и расстояние, и время. Однако и ранее в определенных общественных практиках живое общение намеренно устранялось, например, при контактах высокопоставленных фигур с широкими слоями населения. Сейчас деятельность служб связи с общественностью вообще привела к появлению феномена "не-лица", когда выполняющий подобную функцию человек, выступающий от имени коллектива, фактически "теряет лицо". Последнее повлияло на сам процесс характерного для человека "домысливающего представления", при котором люди стали домысливать не людей же, а виртуальные персонажи и формальные функции. Психическое развитие нашло ныне форму протекания, в которой процессы овладения навыками живого общения вступили в конкуренцию с процессами овладения навыками активности в виртуальной среде. Однако роль виртуальных технологий вряд ли может оцениваться так однозначно, они, в отличие от декоммуницирующих среду живого общения медиа, в определенной мере возвращают человека и в среду непосредственного общения.
Дискуссия началась с анализа проблемы позиции "замыкания общения" - является ли таковым тело или таковым является сознание? Обсуждающие при этом склонялись к оценке, выделяющей не моновекторность, а многозначность влияния виртуальной среды, не обязательно порождающей дегуманизацию жизни. По мнению П. Полонского смысл коммуникации состоит в нахождении на противоположном конце именно субъекта, что находит пример в смысле спорта как "соревнования между людьми". Интернет-игроки в шахматы не желают, например, иметь своим противником компьютер, а не человека. Как отметил А. Шухов, виртуальная среда является местом приложения многоадресной телеологии, а свойство части современных политических лидеров терять свою индивидуальность находит свою альтернативу в примерах харизматических политиков, типа М. Тэтчер, У. Чавеса или Ф. Кастро. Вряд ли можно представить себе ситуацию, в которой некий референт окажется способен "написать текст за Ленина". Ход дискуссии вызвал замечание Я. Гринберга о конфликте между предельностью нашей возможности обогащать себя знанием и практической беспредельностью нашего эмоционального развития. На его взгляд, общей целью различных средств общения можно признать решение проблемы создания комфортных условий для эмоциональной жизни. Завершая обсуждение К. Фрумкин заметил, что устаревающим "технологиям поведения" свойственно не изчезать до конца, однако при этом с падением доли живого общения падает и ценность этой формы коммуницирования. Скорее всего, человек будущего откажется от взгляда на общество как на "коллектив людей", а будет видеть его своего рода моделью "совокупной функциональности"."
Tags: net, sociology2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments