Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Основные принципы общения

Изучением этикетных систем занимается, в частности, прагмалингвистика. Вот что выяснено.
Г.П. Грайс выделил 4 принципа речевого общения (коммуникативные постулаты): 1) количества (требование информативности высказывания) 2) качества (требование истинности) 3) отношения (соответствие высказывания теме коммуникации), 4) способа (требование ясности - однозначности. упорядоченности и т.п.).

В дополнение высказаны принципы вежливости, сформулированные Дж. Личем: это вежливость культурного европейца или японца
1) постулат такта (минимум неудобств и максимум удобств партнеру по общению) 2) великодушия (забота об интересах партнера в ущерб своим собственным) 3) одобрения (сводить к минимуму отрицательную оценку партнера по общению) 4) скромности (требование минимально хвалить и максимально порицать себя) 5) согласия (сводить к минимуму разногласия с партнером), 6) симпатии (выражать симпатию к партнеру) Leech 1977, 1983

Brown, Levinson 1987 дополнили это правилами позитивной и негативной вежливости. Базовое понятие - лицо, которому приписывается позитивный аспект (социальный имидж, достойный образ) и негативный аспект (неприкосновенная территория лица).

Ну и дальше разговор о действия - положительному имиджу лица угрожают отрицательные оценки его поступков и мнений, его территории - директивные речевые акты, а также огранничения свободы - угрозы, советы и т.п.

Позитивные стратегии направлены на укрепление социального имиджа партнера, негативные - на за избегание угрозы территории партнера, или ослабить эффкт, если урон уже был нанесен. Отсюда концепция негативной вежливости - предоставление партнеру свободы, и позитивная вежливость - одобрение партнера, демонстрация солидарности.

Считается, что негативная вежливость реализуется чаще на персональной дистанции. позитивная - на социальной дистанции. Хотя здесь прагмалингвисты меж собой спорят - некоторые считают. что связи между дистанцией и типом этикета не существует.

Для общения на социальной дистанции характерно обращение на "вы", оно служит маркером межличностной дистанции и знаком высокого статуса партнера по общению (первое связано с негативной стратегией вежливости. вторая - с позитивной).

Считается. что в сердце западной культуры - негативные стратегии, их называют "сердцем вежливости". Это прототип вежливости как таковой. Отсюда - вежливость как деятельность, сглаживающая угрожающие акты.

Некоторые авторы (Sifiannou 1992, Wierzbickja 1985) считают. что негативная вежливость более характерна для индивидуалистических культур (тип - англичане), а позитивная - для коллективистских (русская, польская, японская). Ратмайр 1003, Кастлер, 2004 отмечают. что в русской культуре позитивная вежливость играет большую роль, чем негативная. Однако Ларина 2003: в русской культуре оба типа вежливости выражены слабее, чем в английской. Более того, Ларина считает, тчо как раз в русской культуре сильнее развита негативная вежливость (стратегии отдаления), а в английской делается позитивный упор (стратегия сближения). Причина: в индивидуалистической культуре дистанции меж собеседниками больше. усилия требуется прилагать для сближения много большие, отсюда упор на позитивную вежливость. Ну а в коллективистской русской культуре нет причин для гипертрофии позитивной вежливости.

Вводятся уточнения: негативная и позитивная стратегии общения шире, чем вежливость. Обращение между мужчинами "мужик", прощание друзей "всего!" - не вежливо, но проявление позитивной стратегии.
Далее - еще более детальная классификация стратегий общения.
по: Т.В. Крылова, "Этика, этикет и наивный этикет"
____________________

С интересом просматриваю через эти линзу разные коммуникации - те, что помню, и те, которые легко видеть в ЖЖ. Тут это всё сохраняется и легко наблюдаемо. Пожалуй, на поверхности такое: если приводится "невопросительный текст" - стихотворение, фото, картина, рассказ и т.п., в ответ идет позитивная вежливость. Негативная проявляется реже - в основном именно вымалчивается - что говорить, когда нечего говорить? Заядлые спорщики, впивающиеся в каждую букву, грешат против вежливости ("законов общения") - это ощутимо - но чем? какое правило нарушают?

Если невопросительный текст на актуальную тему (ну там политика, отношения в ЖЖ и т.п.) - позитивную вежливость найти трудно, чаще негативная - если вежливость вообще имеет место. Но различить "с поверхности" не так легко - многие этикеты именно что противоречат вежливости - нарочито и демонстративно, и это носителями таких этикетных традиций не воспринимается, пожалуй, как невежливость. Хотя, может быть, это игра - всё они прекрасно ощущают

Интересны контаминации стратегий. Старые критерии скромности и т.п., обозначенные выше, входят в противоречие с новыми правилами - "сам себя не похвалишь - никто..." и "продавать себя". отсюда непрерывная самоирония как основной стиль общения - высказывается нечто "невежливое" по этим критериям - и тут же россыпь смайликов, призванная показать, что старые критерии не забыты - просто не действнны. Хотя среди юзеров есть те, кто принял новые правила всерьез, и говорит о своих положительных качествах с изумительной уверенностью и напором. Умение признать себя неправым или уменьшить урон собеседнику, загнанному в угол, не доводить дело до крайней черты считается редким - те, кто еще ищет это умение, с трудом находят образцы, а многие уж и не ищут - считается, что в виртуальной области, раз нельзя ударить по зубам, то общение "априори" безопасно и нечего тут смягчать. Хотя все эти правила выработаны и существуют именно для вербального общения - которое способно уязвить достаточно сильно
Tags: ethics, psychology2, sociology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments