Так вот, об академической вежливости. Способ общения интеллигентных особей старших поколений отличается привычкой уступать и извиняться за свое присутствие, за обращение с вопросом, просьбой и т.п. Это совершенно стандартный ход этикета, ничего не говорящий о настоящем характере лица - подлецы, наглецы и все прочие используют извиняющуюся улыбку, просительный голос и обороты "Извините, что беспокою..."
В функционально-производственной среде - совершенно иные манеры. Там приняты более агрессивные способы - если есть проблема, следует найти виноватого (или того, кто может разрешить), и агрессивно высказать свою претензию. Если надо что-то сделать, тон может быть нейтральный или дружелюбный, но просьба будет высказана очень прямо. Если это не просьба, а распоряжение или уведомление о какой-то работе - передано будет без всяких извиняющихся эмоций, нейтрально-небрежно. "Сделай..." - и всё.
При контакте группы не понимают друг друга. Приходящий "на производство" (в "фирму") "интеллигент" подчеркивает свою вежливость повышенной частотой улыбочек, извинений, особо просящим голосом - хотя ситуация проста: он за деньги хочет нечто получить, вполне в своем праве. Видимо, эта ситуация "обязательности" для тех, к кому он обращается, кажется ему "грубой", и он с особенной силой применяет извинительные техники - чтобы "не показалось", что он использует свое положение заказчика-хозяина. Производственники же, видя плачущее всхлипывание, улыбочки и прочие показатели поджатого хвоста, автоматически хамеют - заказчик не уверен в себе, можно говорить резко, можно отказывать ему в том, в чем другим не отказывают. Короче, он демонстрирует свой низкий статус. Забава в том, что он так себя ведет именно потому, что у него более высокий статус, и принято высокостатусным подчеркивать статус повышенно-вежливым обращением. (Скажем, вежливый профессор общается с аспирантами и студентами с особенной вежливостью - это именно показатель его статуса.) Иногда входят в клинч: обиженный хамством клиент подчеркивает (на своем языке) высоту своего статуса, становясь уже приторно-вежливым и совершенно жутко прогибаясь. На это следует симметричный ответ - раз он столь низкостатусный, с ним начинают говорить совсем хамски и агрессивно. Обиды неминуемы.
С поколениями это, кажется, уходит. Люди более молодые не переняли избыточные вежливости прежнего высокого статуса - был и разрыв поколений в 90-е, и массированный приход молодых на сравнительно высокие должности. Так что эти игры - уходят в прошлое. У молодых другие забавы. Общий внешний стиль общения - функциональная невозмутимость. Прежние "производственники" смягчали грубость дружелюбием и искренностью - это был их способ сгладить холод общения чужих в социальном космосе. "Интеллигенты" смягчали избыточной вежливостью и демонстративным понижением статуса. Молодые к этим играм не приучены - попав на очень "взрослые" должности, они надуваются и играют больших. Иной раз прямо оторопь берет - 22-летний пацан ведет себя в начальническом кресле столь невозмутимо, холодно, уверенно - что просто и не поймешь, откуда ж взялось. Разгадка - увидеть его через пять минут, когда он забудется и расслабится. Совершенный мальчишка, с детскими интересами, манерой разговора и представлением о том, как надо себя вести - только что поджопники коллегам не раздает. А манеры для смягчения социальных отношений - нет, эту традицию ему взть было неоткуда, и он просто надувается по самое не могу. Интересно, что изобретут новые поколения - или уже изобрели?