Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Обратная зависимость

http://www.traktat.ru/tr/referats/id.17089.html

Это диссер "Социологический анализ межкультурных различий"
"Характер связи социально-экономического статуса и уровня интеллекта различается в экстенсивной российской и интенсивной западной культурах. Современное российское общество характеризуется отсутствием прямой функциональной зависимости между уровнем интеллекта представителей этих групп и их социально-экономического статуса и слабой тенденцией к обратной зависимости. Напротив, в интенсивной культуре социально-экономическое положение индивида прямо связано с уровнем его интеллекта, при этом осуществляется восходящая мобильность высокоинтеллектуальных индивидов в социально-экономическую элиту. Структуру интеллекта русских руководителей характеризуют гуманитарные, теоретические, моральные компоненты: речевое мышление, умственная образованность, развитое чувство языка, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей, повышенная чувствительность и реактивность, удовлетворенность приблизительными решениями. Структуру интеллекта германских руководителей характеризуют прагматические компоненты: конструктивные практические способности, наглядно-действенное практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы, стремление к упорядоченности, соразмерности, определенному темпу и ритму, развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей, хорошая сосредоточенность внимания, высокая способность к запоминанию и логическому, осмысленному воспроизведению."

Это сравниваются системы ценнстей в России и Германии, диссер такой. А вот тезис об обратной зависимости (хоть и слабой), меня... Это общее место на уровне издевки. анекдота, но тут - видимо - предполагается, что человек провел некоторое исследование. То есть это, надо полагать, как-то подтверждено... "Диссертантом предпринято эмпирическое исследование связи социально-экономического статуса и уровня интеллекта у различных социальных и профессиональных групп г.Саратова и Саратовской губернии. Исследования проводились по договору "Интеллектуальный потенциал общества" между Центром комплексного изучения человека Института философии РАН и Саратовским государственным университетом под научным руководством и при непосредственном участии диссертанта. Коэффициент интеллекта вычислялся на основе общих значений теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Для определения социально-экономического статуса была разработана анкета"... ну и дальше об анкете и проч.

Дальше там: "За годы советской власти в России сформировался новый тип социального характера, для которого характерны чувство своей принадлежности к великому, сильному и миролюбивому народу, ощущение своей включенности в движение по магистральному пути мировой цивилизации, чувство подвластности могущественному, никогда не ошибающемуся государству, ощущение своей безопасности среди равных друг другу людей, живущих общей жизнью и всегда готовых прийти на помощь, чувство превосходства над порочным и не признающим очевидных истин миром. Фактором появления этих характеристик выступает воздействие идеологии в замкнутой атмосфере "железного занавеса""

"Диссертантом формулируется концепция экстенсивности русской культуры Экстенсивность-интенсивность в диссертации рассматривается в качестве важнейшего для России культурного измерения Принадлежность к экстенсивной культуре является системообразующим фактором, определяющим этнокультурные характеристики русского менталитета Вслед за ИИЯнжулом автор считает, что русская культура развивалась как экстенсивная с момента рождения Принципы экстенсивности - практически неограниченное количество ресурсов и высокий естественный прирост населения - лежали в самой ее основе Причинами формирования культуры экстенсивного типа в России автор вслед за И М Юсуповым считает географически размытые, носящие условный характер границы России во время зарождения русского этноса" и так далее

"Напротив, в перенаселенной Европе скученность требовала четкого размежевания жизненного пространства и сохранения интимности духовной жизни Чертами экстенсивной культуры являются универсализм трудовых навыков, приоритет личностных отношений над формализованными, нравственных ценностей над правовыми, уравнительный характер распределения, внеэкономические формы обмена Черты интенсивной культуры - профессионализм и высокий уровень специализации, универсализм и экономное отношение к ресурсам, тщательность обработки изделий приоритет закона над нравственностью и моралью, а этикета как правил межличностного общения перед аффективными отношениями, приоритет формы над содержанием"

"Ценностные ориентации русской культуры систематизируются диссертантом на основе классификации С Клукхона и Ф Стродтбека, которая все ценности объединяет в пять групп, ценности, характеризующие человеческую натуру, ценности, характеризующие отношения человека с природой, ценности, характеризующие отношения человека ко времени, ценности деятельности и взаимоотношения людей К ценностям, характеризующим русскую натуру, автор относит открытость русских, их готовность ассимилировать и принимать влияния извне, приоритет нравственных, моральных ценностей над правовыми, преобладание интуиции над логикой ("русский авось"), ортодоксия, терпимость, духовность, приоритет духовного над материальным, склонность к ценностной, морально-этической рефлексии, государственность и патернализм, внутренний эскапизм, экстенсивность, широта русской натуры, сомневающееся в себе самосознание; предрасположенность к социальной утопии, экстра-вертность, адаптационный индивидуализм незападного типа, потребность во внешнем "образце", способность впитывать инородные культурные образования, большая дистанция власти, правовой нигилизм, слабое знание своих прав и возможностей По отношению к природе русских характеризует фатализм, вера в рок, судьбу. Русская культура отличается экстенсивным отношением ко времени, промежуточным положением среди моно- и полихромных культур, отказом от улучшения жизни в настоящем и устремленностью в далекое будущее По отношению к деятельности у русских аффилиативная мотивация преобладает над мотивацией достижения. Взаимоотношения русских характеризуются промежуточным положением культуры по шкале индивидуализма-коллективизма, преобладанием индивидуально-личностных отношений над формальными и диффузным общением Автор раскрывает понятие "русская идея", которая играет важную роль в системе ценностей нашего народа, и фиксирует такие ее составные части, как самодержавие, соборность, космизм, диктатура совести"

"Ценности американской культуры, систематизированные диссертантом на основе той же классификации, что и русской, выглядят следующим образом Ценности, характеризующие человеческую натуру демократия, свобода выбора, гуманность, опора на собственные силы, уважение к частной собственности, равенство, материализм. Ценности, характеризующие отношения человека с природой, рассматривают американца как ее покорителя, вне ее или над ней Американская ценность предполагает способность инициировать желаемые изменения в свои физические и природные условия Время имеет высокую ценность в американской культуре Американская культура деятельная Высокой ценностью обладают прогресс, достижения, инновации и изменения В США человека судят по его достижениям Основной ценностью, характеризующей социальные взаи-моогношения американцев, является индивидуализм Ими ценятся также неформальность, равенство, вера в собственную значимость, добровольное объединение и сотрудничество, большое число неглубоких контактов, конкурентное поведение, напористость, непосредственность"

"Наиболее различающимися по большинству культурных измерений диссертант счшает русскую и германскую культуры"
_____

Доверия не вызывает. Но вопрос-то больно интересный...
Tags: culture, history2, sociology2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments