Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Живые моды

Мне кажется, что одним из самых загадочных явлений в живом мире, к которому не подобрано ключей, относится то, что научно называют "географическими параллелизмами".

Суть дела состоит в том, что в некотором сравнительно небольшом районе Земли у самых разных групп животных или растений начинают проявляться общие «стилистические признаки». Одним из самых известных примеров служит коралловая окраска различных животных Центральной Америки. Там в разных семействах змей, ящериц, амфибий наблюдается преобладание чередующихся колец черного и красного (рыжего, оранжевого, желтого) цвета. В этой области и многие группы насекомых тоже имеют соответствующую окраску.

Среди других примеров - бабочки Цейлона, цепкохвостость многих южноамериканских млекопитающих и муравьевидность южноамериканских беспозвоночных, диварикатные кустарники Новой Зеландии и кустарники Мадагаскара. Если непонятно, поясню: «муравьевидность» - в Южной Америке самые разные насекомые и паукообразные копируют муравьев. Одни «рисуют» на себе муравья (есть такие саранчовые – сами зеленые, а черный рисунок на спине изображает муравья, типа «Осторожно, злая собака!»), другие приобретают муравьиный характер движений – весьма здорово копируют муравьиную хлопотливую побежку. Причем у кого усиков нет (некоторые мухи) держат передние ноги вытянутыми перед собой – «усы». Диварикатные – это самые разные кустарники (50 видов, 21 семейство почти неотличимых по внешнему облику форм), у всех неродственных семейств общий облик, связанный с последовательным дихотомическим ветвлением.

Или такая беда: жуки-листоеды окрашены очень ярко (вот хоть колорадский жук). Однако есть типы окраски, связанные с местностью. У нас и в Европе, коли листоед не одноцветный, то он скорее всего полосчатый. А в Северной Америке иная мода: там, коли не одноцветный, то чаще всего в шашечку.

Есть и другие примеры биологического стиля: "пустынная" окраска многих животных пустыни, когда трудно предположить у этой окраски покровительственную функцию, сходство трахей различных групп паукообразных, эксцитатории жуков-малашек, стридуляционные органы прямокрылых, сходство окраски крыльев и брюшка у бабочек и т.д.

А.А. Любищев еще в 20-х годах начал разрабатывать теорию стиля и подбирать примеры, что нашло отражение в его дневниках и письмах Б.С. Кузину и Е.С. Смирнову.

А.А. Любищев: "О введении понятия "стиль" в биологию я думаю давно. Понятие стиль я думаю провести в ряде случаев: 1) например, в окраске насекомых: как в истории живописи и, в частности, в одежде, переходят от любви к грубо-контрастным ярким тонам к таким картинам, где палитра по существу очень бледна, но несмотря на это, достигается большая выразительность, так и у насекомых есть группы в стиле Рембрандта; 2) стиль морфологический, когда определенное изобретение в той или иной части животного переносится на совсем не гомологичные части; 3) стиль биогеографический..."

Б.С. Кузин: "Мне кажется, что центральное понятие систематики -- тип -- подобно понятию стиля в искусстве. Там стиль так же проявляется в ряде произведений определенной эпохи или определенного мастера, как тип проявляется во всякой естественной группе организмов. Стиль, как и тип, очень явственно ощущается, но столь же трудно поддается сколько-нибудь точному словесному описанию или наглядному изображению"

Так что животные и растения тоже «носят» в определенной местности нечто сходное. Правда, так быстро, как у людей, эти моды не меняются. Отчего такое происходит – в общем, не известно. И не особенно интересно, судя по тому, как мало работ этому посвящено. Видимо, ухватиться не за что – уж больно тема скользкая…
Tags: biology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments